Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособиеСаратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – 40 с.

Учебный курс «Экскурсионное дело» разработан для студентов III курса специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Программа состоит из трех разделов: теоретическая часть, экскурсионная методика, практическая часть экскурсионной методики – техника ведения экскурсии. Заключительная лекция посвящена истории развития экскурсионного дела в России. Для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм».


РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

Экскурсия, ее сущность

Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические цели, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней возникли научные задачи, такие как выявление экспонатов для музея. Появление учебной цели вовлекло в экскурсию школьников и студентов.

Организаторы экскурсий и экскурсоводы имеют четкое представление о том, что и в каком виде должен увидеть, услышать и ощутить участник экскурсии, к каким выводам он должен придти. Таким образом, ЭКСКУРСИЯ – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии. Из этого следует, что СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.


Экскурсия как процесс познания

Как процесс познания экскурсия состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Обе части служат основой экскурсии.

Ощущение – это элементарный чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений, как результат их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущения являются источниками для получения таких чувственных образов, как восприятие и представление.

Восприятие более сложно, чем ощущение, оно построено на нескольких или многих ощущениях. Каждое из них отражает отдельное свойство или сторону предмета, явления, события.

Активизация восприятия. Важную роль играют разные формы рассказа. Одна из них – проблемное изложение материала, другая - проведение рассказа в виде беседы.

Представление не определяется только тем, что экскурсанты видят перед собой в данный момент. Они дают возможность экскурсантам, сочетая ранее запечатленные в их сознании образы с тем, что они видят перед собой данный момент, получить информацию о другом предмете (объекте).
Представление осуществляется в двух формах – в виде воспоминания и воображения.

Представления связаны с мышлением, они являются связующим звеном между чувственным и логическим познанием.

Мышление – основа любой экскурсии. В процессе мышления на экскурсии ее участники получают представление не только о предметах и явлениях, но и о свойствах, которые являются общими для многих предметов и явлений, для целой их группы, т. е. происходит обобщенное познание объектов. Результатом мышления является образование понятий.

Важную роль в процессе познания играет память. Память – одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в способности запоминать, хранить информацию. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и припоминание.

Виды памяти – произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная. Особые виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Восприятие материала на экскурсии связано в основном со зрительной (показ) и слуховой (рассказ) памятью. Успешному запоминанию способствуют установка на запоминание, которую дает экскурсовод. Экскурсовод учитывает различия, характеризующие группы экскурсантов (дошкольники и школьники, приезжие туристы и жители города и т.д.).

Внимание на экскурсии

Успех экскурсии зависит, прежде всего, от таких свойств внимания, как активность, направленность, интенсивность, устойчивость. В психологии различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется пассивностью, объект при этом заранее не подбирается и осматривается без какой-либо цели, оно не требует волевых усилий.

Произвольное внимание требует волевых усилий, оно направляется и удерживается с помощью задачи, поставленной самим экскурсантом – быть внимательным. Произвольное внимание предполагает заинтересованность экскурсантов, поэтому важно вызвать интерес к предмету показа и рассказа в самом начале. После-произвольное внимание характерно для тех случаев, когда деятельность так увлекает, захватывает, что ее выполнение не требует от человека волевых усилий.

Восприятие материала на экскурсии находится в зависимости от таких свойств внимания, как объем, устойчивость, распределенность, возможность переключения. Внимание участников зависит от ряда обстоятельств: от интереса к теме, мастерства показа объектов, увлекательности и формы рассказа, подготовленности аудитории. Устойчивость внимания снижается по ряду причин: монотонность рассказа, бедность языка, отсутствие связи с показом. Важное место в формировании интереса к экскурсионной теме занимает вступление, которое вводит экскурсантов в содержание экскурсии. Устойчивость внимания во многом зависит от того, с какого объекта начинается экскурсия, чем именно и как маршрут будет завершен.

Воображение

Воображение бывает произвольным и непроизвольным, а также воссоздающим и творческим, активным и пассивным. Для экскурсантов характерно воссоздающее воображение. Перед ними стоит задача – мысленно увидеть все то, о чем рассказывает экскурсовод. Задача экскурсовода – развить у экскурсантов способность к самостоятельному воспроизведению в воображении тех предметов, образов, явлений, которым посвящен рассказ. Творческое воображение – одна из основ профессиональной деятельности экскурсовода – позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы таких предметов и явлений, он в подлинном виде не наблюдал.

Эмоции на экскурсии

Для усвоения и запоминания материала на экскурсии имеет эмоциональная сторона дела. В экскурсии воздействие на экскурсантов оказывает рассказ экскурсовода и зрительный ряд. Большое значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет сопереживание.

Экскурсия как педагогический процесс

Экскурсия представляет собой педагогический процесс, в котором сочетаются образование, воспитание и общее развитие. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий – экскурсовод и обучаемые – экскурсанты. Активность взаимодействия этих сторон и составляет педагогический процесс. Задача экскурсии как педагогического процесса – привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения. Выделяют четыре компонента деятельности экскурсовода: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный компоненты.

Логика и ее требования в экскурсии

Содержание любой экскурсии строится на основе требований логики, которые находят отражение в рассказе экскурсовода, в ходе рассуждений. При создании экскурсии следует учитывать действие основных законов мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.

Логические переходы и их функции в экскурсиях

При подготовке текста экскурсии ставится задача – связать между собой составные части подтем экскурсии. Таким связующим звеном являются логические переходы. В методической литературе выделяются следующие виды логических переходов: подчиненные, тождественные, противоположные, соотносительные и соподчиненные. В качестве одного из приемов техники проведения экскурсии используется формальный логический переход.

Экскурсионный метод познания как частный случай законов логики

Экскурсионный метод познания относится к частным методам, которые находят применение только в данной науке. В узком смысле слова экскурсионный метод представляет собой совокупность тех приемов, которые могут применяться на экскурсии. Для него характерны – предметность, вещественная доказательность и моторность.

Экскурсионный анализ и синтез

Анализ и синтез являются методами познания. Будучи противоположными, по своему действию, эти мыслительные действия происходят в неразрывном единстве. Схема взаимодействия анализа и синтеза в экскурсии несложная – анализ предшествует синтезу, а синтез завершает анализ. Анализ в структуре экскурсионного процесса представляет собой часть показа, а синтез – имеет место в рассказе. Виды синтеза: объединение различных частей зрительно воспринимаемого объекта в одно целое; соединение разных качеств, сторон, признаков изучаемого предмета; соединение нескольких элементов данного объекта для выявления общих для них свойств.

Виды экскурсионного анализа: исторический анализ, естественнонаучный анализ, искусствоведческий анализ, архитектурный анализ, литературоведческий анализ. Каждый вид экскурсионного анализа используется только в определенной тематической группе экскурсий и за ее пределами не используется.