Методика подготовки и проведения экскурсии
(10 пунктов для составления новой экскурсии)

• Определение цели и задач экскурсии
• Выбор темы
• Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников материала
• Изучение источников
• Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме
• Отбор и изучение экскурсионных объектов
• Составление и обход/ объезд маршрута
• Подготовка текста экскурсии
• Комплектование «портфеля экскурсовода»
• Выбор методических приемов проведения экскурсии

 Критерии экскурсионного объекта
1. познавательная ценность
2. известность (популярность) объекта
3. необычность (экзотичность) объекта
4. выразительность
5. сохранность объекта
6. месторасположение


Методика проведения экскурсии

Методика проведения – это умение показать объект и умение рассказать о самих объектах и событиях, с ними связанных. Сам по себе методический прием внешне не различим, он является частью процесса проведения экскурсии. Механизм действия методического приема может быть более или менее сложным. Неправильно строить всю экскурсию на применении одного методического приема. Важно представлять схему действия методического приема, его назначение.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра используется, когда экскурсанты находятся у памятника и уже увидели его. Экскурсовод называет памятник, приглашая экскурсантов окинуть взглядом объект, познакомиться с внешним видом, выявить запоминающиеся детали. Для тех, кто видит памятник впервые, этот прием дает возможность сопоставить свое представление о памятнике, составленное на основе его изображений на иллюстрациях, в книгах, с тем, что он наблюдает перед собой. Предварительный осмотр продолжается не более 1.5 – 2-х минут.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать с высоты вид какой-то местности. Для активизации восприятия экскурсантами, открывшейся перед ними картины, необходимо выявить композиционный центр и обратить на него внимание. Экскурсовод должен показать только основные объекты в заранее определенной последовательности.

Прием зрительной реконструкции – это восстановление первоначального облика частично сохранившегося объекта. Этот прием используется в экскурсиях, где ведется показ памятников архитектуры и сооружений прошлого. Экскурсовод должен «нарисовать» такую картину, чтобы человек получил зрительное образное представление о памятнике или о событии. В тех случаях, когда здание не сохранилось, или речь идет историческом событии, произвести зрительную реконструкцию помогают уцелевшие детали и наглядные материалы. Использование этого приема требует от экскурсовода обширных и точных знаний об объекте или событии. Он обязан ясно представлять те события или объекты, о которых ведет рассказ. Большую роль в этом играют конкретные, запоминающиеся детали.

Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание экскурсантов, приковать их взгляды к конкретной территории, к тому месту, где произошло событие. Воссоздаваемое историческое событие локализуется словами «здесь», «на этом месте», «в этом направлении» и т.д. Прием используется часто вместе с приемом зрительной реконструкции. Прием локализации оказывает на экскурсантов сильное эмоциональное воздействие, вызывает чувство сопричастности.
Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо его частей с целью их отвлеченного наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам «не видеть» того, что является не существенным для данной экскурсии. Делается это следующим образом, сначала показывается весь экскурсионный объект, только после того, как экскурсанты получили представление об объекте в целом, следует показ одного нужного элемента: здания в архитектурном ансамбле либо окна, этажа или другой детали в отдельном здании.

Прием зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного предмета. Сравнение может проводиться как по сходству так и по контрасту. Сравнение должно быть выразительным, только тогда оно окажется эффективным и запомнится экскурсантам.

Прием зрительной аналогии построен на сравнении данного объекта либо с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта, либо с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Задача экскурсовода привлечь экскурсантов к поиску аналогии, вызвать в памяти образ аналогичного объекта.

Методические приемы рассказа

Прием экскурсионной справки. Экскурсовод сообщает краткие данные об объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение.

Прием описания. Прием предполагает изложение экскурсоводом в определенной последовательности характерных черт, примет, особенностей внешнего вида памятника, которые не сразу выявляются экскурсантами.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. Этот прием помогает лучше понять сущность объекта. Если прием описания касается лишь внешних сторон, то данный прием дает характеристику внутренних, невидимых для глаз свойств и качеств.

Прием комментирования. Используется, когда экскурсоводом дается толкование каких-либо явлений, событий, критически оцениваются действия участников этих явлений, исторических событий.

Прием цитирования. К цитированию прибегают для подтверждения своей мысли, для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода, для воспроизведения картины событий, для ознакомления с авторитетным мнением. Цитата направлена на то, чтобы вызвать зрительный образ. Иногда используется на основе этого приема прямая речь – экскурсанты становятся как бы участниками событий.

Прием вопросов-ответов. Суть приема в активизации слушателей. Вопросы, задаваемые экскурсоводом делятся на несколько видов: 1) вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответы; 2) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение в форме вопроса; 3) вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты.

Прием отступления. Он состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод как бы уходит от своей темы: читает стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает содержание фильма или книги. Этот прием не связан с содержанием экскурсии. Его задача – снять усталость, усилить внимание в дальнейшем.

Помимо методических приемов рассказа и показа , на экскурсиях используют особые приемы, которые также помогают лучше усвоить содержание материала.

Например, в качестве дополнительного эпизода вводится встреча с участником событий, о которых рассказывалось в экскурсии. Иногда используется прием исследования. Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листка бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно колодца. Также в экскурсиях используются различные приемы демонстрации наглядных пособий: иллюстрирующий, когда рассказ сопровождается показом фотографий по данной тематике; комментирующий, когда рассказ является лишь пояснением к показу; прием контраста, когда фотография служит для того, чтобы экскурсанты могли убедиться, как изменилось это место.

 

Техника проведения экскурсии

Эффективность любой экскурсии зависит от техники проведения. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала. Техника состоит из следующего:

знакомство экскурсовода с группой;
выход экскурсантов из автобуса;
движения от автобуса к объекту;
расстановка у объекта;
возвращение в автобус;
соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия);
ответы на вопросы экскурсантов;
использование индивидуального текста в экскурсии;
работа с «портфелем экскурсовода»;
работа с микрофоном.

Экскурсоводческое мастерство

Каждый экскурсовод, как любой другой специалист в любой отрасли знаний, должен владеть профессиональным мастерством. Мастерство экскурсовода находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала. Слагаемые мастерства: культура речи, жесты и мимика, контакт с группой.

Культура речи. Рассмотрим несколько вопросов для раскрытия этой темы. Речь экскурсовода – это речь устная, отличающаяся от письменной в первую очередь структурой и объемом предложений.
Строй предложений в устной речи отличается относительной свободой. Правильное словоупотребление – один из важнейших элементов культуры речи оратора. Правильность произношения так же является показателем культуры речи. Опасность для экскурсовода представляют штампы, профессиональные термины, иностранные слова. Богатство и стилистическое разнообразие речи экскурсовода определяется его умением пользоваться синонимами, включать в свою речь пословицы и поговорки. Краткость и многословие как показатель культуры речи.

Неотъемлемой частью речевой техники является сила голоса и темп. В речи экскурсовода важную роль играют паузы. Экскурсовод так же должен следить за дикцией, здесь подразумевается степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи.

Жесты и мимика. В экскурсионной практике различают жесты: указательные, реконструирующие и побудительные. Так же существуют бессмысленные жесты и жесты-паразиты, которые создают отрицательный фон выступлению. Важным показателем чувств оратора является выражение лица, его мимика.

Контакт экскурсовода с группой. Успех экскурсии во многом зависит от установления должного контакта экскурсовода с группой, от благоприятного психологического климата взаимного понимания и доброжелательности, формирование которого является профессиональным делом экскурсовода. Установление контакта: появление экскурсовода; вступительное слово экскурсовода; активность оратора, рассказ и речь экскурсовода.