•  

     

     

     

    КРЫМ
  • 1

 

Н.Г.Чернецов. Татарский дворик в Крыму. 1839

Н.Г.Чернецов. Татарский дворик в Крыму. 1839

В начале 1833 года Никанор Чернецов был определен на службу к графу М.С. Воронцову, который был в это время новороссийским и бессарабским генерал-губернатором. Художник едет в Крым, где были имения Воронцова и возвращается оттуда только в 1836 году. Свои впечатления о необычной солнечной южной природе, с ее яркими насыщенными цветами, так не похожей на холодный Петербург, Н. Чернецов сумел передать в созданных им в это время множестве зарисовок и акварелей. Он пишет живописные красоты Крыма, имения и виллы, монастыри на скалах, руины крепостей, Бахчисарский дворец со знаменитым Фонтаном слез, а также делает бытовые зарисковки, костюмы и типы населения. Как отмечает исследователь Григорий Голдовский: " Отточенные по мастерству, тщательные по исполнению, скрупулезно воспроизводящие натуру, разнообразные по темам и точкам зрения, к тому же в значительной своей части созданные в технике цветной акварели - колористически насыщенные, но тонкие и прозрачные - они, безусловно, не могли не пользоваться успехом". Эти слова можно отнести в полной мере и к немногочисленным сохранившимся живописным работам, созданным в этот период Никанором Чернецовым. "Татарский дворик в Крыму" (1839 г.), по всей видимости, был написан по воспоминаниям, а также карандашным и акварельным зарисовкам, созданным во время путешествия по Крыму.

Пейзаж "Татарский дворик в Крыму", оживленный жанровой сценкой, имеет спокойный и повествовательный характер. Тихий вечер в Крыму. На фоне величественных гор, поросших лесом, художник пишет небольшую татарскую саклю с оранжевой черепичной крышей и открытой верандой на втором этаже. Увитый виноградом навес дарит желанную тень. Виднеется вдали стройный минарет мусульманской мечети. Женщины во дворе занимаются привычными делами. Мужчина, сидящий на ступенях дома, покуривает трубку с длинным чубуком, а у его ног дремлет собака. Течет неторопливая, размеренная жизнь.

И пейзаж, и персонажи в необычных восточных одеждах все это в совокупности с пристальным вниманием художника к деталям, создают неповторимый образ Крыма и жизни людей протекающей на фоне установившейся, извечной среды. Чернецов избегает широких обобщений в пейзаже, он применяет в своих картинах метод точной фиксации натуры, которым он пользовался для своих путевых альбомов. Образ природы, который создает художник, всегда отчетлив и детализован. Его пейзажи очень искренни и по-своему раскрывают красоту и величие природы. Картина построена на сочетании теплых коричневато-желтых тонов с яркой насыщенной зеленью виноградников и голубых далей. Работа хорошо скомпонована, ее отличает прекрасный рисунок, как пейзажа, так и человеческих фигур. Картины и акварели Никанора Чернецова стали своеобразной живописной энциклопедией южных окраин России. Своими работами он положил начало их художественному прославлению.

Следующее путешествие Никанора Чернецова знаменовало собой начало нового этапа его творчества. 1833-1836 годы он провел в Крыму по приглашению новороссийского гене­рал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова.

Юг дал живописцу новые впечат­ления и новый импульс для творчества. Среди крымских произведений осо­бое место занимает пейзаж «Крепость Гагры в Абхазии» (1837).

 

Н.Г. Чернецов. «Вид у подножия Аю-Дага» (1836)

Повествовательными элементами художник наполнил произведения «Вид у подножия Аю-Дага» (1836) и «Вид на Аю-Даг в Крыму со сторо­ны моря» (1836): рыбаки, вытаскива­ющие лодку на берег, пастухи, отдыхающие у водопоя, стадо, разошедшееся вдоль берега, девушка, идущая поло­скать белье. Но эти жанровые подроб­ности не мешают достоверной переда­че ландшафта, а вновь гармонично дополняют его. За эти картины Никанор Чернецов был удостоен «вниманием Его Вели­чества - бриллиантовым перстнем», а картины были помещены в Елагин­ский дворец.

Н.Г. Чернецов. Вид на Аю-Даг в Крыму со сторо­ны моря. 1836


Крымский этап ознаменовался и но­выми достижениями в технике акварели. Теперь художник, обладая фи­лигранным мастерством акварели, соединил высокое качество рисунка и тонкое чувство цветовых нюансов. Он создал целую серию «видовых» ак­варелей – «Крым. Пейзаж» (1833), «Об­щий вид Фороса» (1836), «Алупка. Верхний сад» (1835) и другие. В них художник утратил таинственность, свойственную романтическому обра­зу природы, однако еще не обрел спо­собность передавать ее живой трепет, который будет доступен следующему поколению художников-реалистов.

Но не только видовые пейзажи увлекали Чернецова. Например, в акварели «Новый Мисхор. На водах» глав­ным героем стало дерево на первом плане. Под ним собрались люди, раз­битые на группки, подчеркивающие своими маленькими фигурами вели­чие и масштаб дерева. Мощный его ствол и ветви уходят в глубину прост­ранства, создается впечатление, что де­рево это стало крышей для людей, защищая и укрывая их от внешнего мира.

Иная акварель – «Вид из пещеры в Мшатке» - представляет собой беглую заметку. На небольшом листе ху­дожник набросал кистью морское побережье, небо, затянутое облака­ми, и каменистую пещеру.

В картине «Вид Каралезской долины на южном берегу Крыма» (1839), исполненной в петербургской мастерской на основе воспоминаний и крымских этюдов, художник создал развернутое панорамное изображение с огромным камнем на первом плане и бескрайними просторами долины, не замкнутыми на горизонте.

В 1835 году, совершая поездку во внутренний Крым, Никанор Чернецов посетил Бахчисарайский дворец, столь прославленный Пушкиным.

Братья Чернецовы. Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837г.

Картину «Пушкин в Бахчисарай­ском дворце» (1837) братья Чернецовы посвятили поэту. Они создали ее вме­сте на основе старых рисунков и эскизов: Никанор написал интерьер дворца с Фонтаном слез, а Григорий - фигуру поэта.

Исполненная Григорием в поздний период своего творчества картина «Южный берег Крыма. Вид на Лива­дию сверху» (1873) относится к наиболее примечательным по колориту произведениям крымской серии. Живописец сумел извлечь, кажется, все богатство заключающихся нюансов и выразительных возможно­стей.

 

 

 

Интерактивная карта погоды в мире

!!! Чтобы найти нужное вам место, просто передвигайте карту в окошке с помощью зажатой левой кнопкой мышки.