•  

     

     

     

    КРЫМ
  • 1

Английский художник Вильям Симпсон – автор серии рисунков, сделанных им в Крыму во время Крымской войны 1853-1856 годов. Освещая впоследствии и другие кампании и события, Симпсон, тем не менее, навсегда связал свое имя с Крымом и получил прозвище «Крымский».

Уильям  Симпсон - снимок позднего периода жизни.

Уильям Симпсон - снимок позднего периода жизни

Крым времен Крымской войны 1853-1856 годов узнал двух Симпсонов. Одним из носителей сей довольно распространенной в Англии фамилии был генерал Джеймс Симпсон (1792–1868), который с марта по июнь 1855 г. был начальником штаба английской армии в Крыму, а с июня по ноябрь того же года ― ее главнокомандующим. Но этот Симпсон не удостоился чести прибавить к своей фамилии славное определение «крымский»: при втором штурме союзными войсками севастопольских укреплений 27 августа 1855 г. он проявил преступную, по мнению англичан, нерешительность, отложив продолжение штурма 3-го бастиона на другой день.

Вторым Симпсоном был английский художник, путешественник и писатель Вильям Симпсон (1823–1899), которого мир узнал и знает до сих пор под именем «Крымский». Родившемуся в бедной семье в трущобах Глазго, не получившему практически никакого образования молодому человеку Крым принес признание и славу. Конечно, надо отдать должное его многочисленным талантам. Два самых главных из них ― художника-акварелиста и военного корреспондента ― проявились именно во время Крымской войны 1853–1856 гг.

С 14-летнего возраста Симпсон принимал участие в выполнении литографических работ для компании «Аллан и Фергюсон», расположенной в Глазго. В 1851 г. он переехал в Лондон и поступил на работу в знаменитую фирму «Дэй и сын». В октябре 1854 года, глава фирмы предложил Симпсону поехать в театр военных действий в Крыму и сделать там эскизы военной кампании. Это было то самое время, когда художники могли не только заработать, но и добиться самой настоящей славы, изображая «Империю в войне». 26 октября Симпсон отправился в Крым, на войну, которая действительно стала поворотным пунктом в его жизни и дала ему имя.

Художник прибыл в Крым 15 ноября 1854 года и увидел лишь последствия страшного шторма, разыгравшегося у крымских берегов накануне, 14 ноября. Позади были основные сражения, Альминское, Балаклавское и Инкерманское, позади была трагическая атака бригады легкой кавалерии. Многое из того, что Симпсон впоследствии изобразил на своих рисунках, он видел не своими глазами, а глазами очевидцев и реальных участников событий. Стараясь быть предельно точным, он вскоре понял, что это практически невозможно: одно и то же событие было увидено с разных сторон сотнями глаз.

В одном из писем домой Симпсон писал: «Балаклавская битва произошла до того, как я приехал в Крым, но мне было необходимо изобразить ее. Я мог бы легко сделать рисунки на местности, но я должен был довериться тем, кто в ней участвовал. Хочу заметить, что это было моим первым опытом в осознании того, как могут отличаться описания одного и того же события разными его участниками… Я сделал рисунок и принес его лорду Кардигану. Тот скользнул по нему рассеянным взглядом и, указывая на что-то, спросил: "Что это?" После того, как я ему объяснил, он сказал: "Все это неверно" и сделал несколько критических замечаний. Я сделал еще один рисунок, в котором постарался их учесть. Когда на следующий день я принес его на яхту, и рисунок, и художника ждал такой же прием, как и накануне. Я был глубоко уязвлен холодным и высокомерным тоном Его Светлости, но мне очень хотелось послать домой рисунок, принципиально одобренный его основным героем… Я поднялся на борт в третий раз и… был вознагражден самой теплой похвалой. Теперь я мог отослать его домой с выражением высочайшего восхищения лорда Кардигана. А дело было в том, что в этом третьем наброске, в отличие от предыдущих двух, я больше внимания уделил тому, чтобы фигура Его Светлости во главе бригады больше бросалась в глаза» [4, с. 33].

Рисунки, изображающие военные действия и будни английской армии в Крыму, хорошо известны во всем мире: практически ни одно издание о Крымской войне не обходится без них. Но у Симпсона была еще одна задача: познакомить английского зрителя с той чужой землей, на которой волею судьбы (и правителей) оказались их мужья, братья и сыновья. Бесценные материалы: мы видим его глазами дворец графа Воронцова, Георгиевский монастырь и мыс Фиолент, Байдарскую долину и мыс Айя. Англичане не остались равнодушными к красоте Крыма.

Уильям Симпсон. Байдарская долина. Около виллы ПЕТРОВСКОГО. 1856 г.

Уильям Симпсон. Байдарская долина. Около виллы ПЕТРОВСКОГО. 1856 г.

The valley of Baidar, from near Petroski's villa, looking east

The valley of Baidar, from near Petroski's villa, looking east

Восемьдесят рисунков и акварелей, созданных Симпсоном в Крыму, были в 1855 г. изданы фирмой «Колнаги и сыновья» в двух томах под названием «Театр военных действий Восточной войны» (The Seat of the War in the East), посвященных Его Величеству королеве Виктории. Это стало началом дружбы королевы и художника. Обласканный королевской милостью, Симпсон до самой своей смерти навещал королеву, зарисовывал интерьеры дворца и семейные торжества.

В 1866 г. Симпсон стал военным корреспондентом в издании «Illustrated London News» и оставался на службе в этой газете до ухода на пенсию. Среди событий, которые он освещал для нее, были экспедиция Магдала в 1868 г., открытие Суэцкого канала, прусская война 1870–1871 гг. Бракосочетание китайского императора привело его в Китай, а бракосочетание и коронация русского царя Александра III ― в Россию. В 1876 г. он изображал роскошное путешествие принца Уэльского в Индию, а в 1877 г. освещал раскопки Трои, проводимые доктором Шлиманном. И везде он делал зарисовки, которые пользовались большим успехом у издателей: вышла в свет серия «Индия древняя и современная» (India ancient and modern: a series of illustrations of the country and the people of India and adjacent territories, 1859–1866) и альбом «Колоритные люди: представители всех частей света» (Picturesque people: being groups from all quarters of the globe, 1876).

Поле  Инкермана

В библиотеке «Таврика» Крымского республиканского краеведческого музея находится уникальное издание: те самых два тома «Театра военных действий Восточной войны», изданные в 1855 г. в Лондоне фирмой «Колнаги и сыновья». История появления их в библиотеке неизвестна, но позволим себе предположить, что, будучи в России, Симпсон сам подарил их императору Александру III. Книги передавались в царской семье по наследству, в период правления Николая II они попали в его летнюю резиденцию, Ливадийский дворец, а после революции ― в Крымскую республиканскую библиотеку.

William-Simpson---The-New-Works-at-the-Siege-of-Sebastopol-on-the-Right-Attack

William Simpson - The New Works at the Siege of Sebastopol on the Right Attack

Есть еще одна тайна. Каждая литография в этом двухтомном издании снабжена описательным очерком безымянного автора. Профессионально написанные тексты знакомят читателей с деталями событий, изображенных на рисунке, предлагают исторический экскурс в историю Крыма.

The Seat of War in the East. First Series

The Seat of War in the East. First Series

The Seat of War in the East. First Series

Кем написаны эти тексты? Казалось, что ответ на этот вопрос найти легко. В той же библиотеке «Таврика» есть книга некоего Джорджа Брэкенбери с аналогичным названием «Театр военных действий Восточной войны», в которую включены уже знакомые нам описательные очерки к первой серии рисунков, а также ключи к самим рисункам с указанием фамилий изображенных лиц, названий кораблей и воинских подразделений. Откуда у Брэкенбери такая осведомленность? Ответ находим на титульном листе, где указано, что автор очерков занимал должность секретаря Фонда Крымской армии, находящегося в деревне Кады-кой, и покинул Крым в конце мая 1855 г. А во вступительной статье сам Брэкенбери утверждает, что «совершенным источником, оказавшим бесценную помощь» при написании данных очерков, были письма и записи самого В. Симпсона, которые тот любезно предоставил в его распоряжение [2, с.3].

Однако видимая легкость решения этой проблемы разбивается о безуспешные попытки найти хоть какие-нибудь сведения о писателе (историке, военном?) Джордже Брэкенбери. Нет сведений о нем ни в британских архивах, ни на соответствующих сайтах. Он не числится среди штатских и военных служащих Фонда Крымской армии, среди военных корреспондентов, среди офицеров. Это более чем странно. Особенно, если учесть трепетное отношение британцев к своей истории.

Остается предположить, что «Крымский» Симпсон сам является автором описательных очерков к своим рисункам. Ведь недаром британцы считают его не только художником и путешественником, но и писателем, регулярно переиздавая автобиографию, написанную Симпсоном в 1893 году (последнее издание – декабрь 2007 года). Может быть, пришла пора явить Симпсона-писателя и нашей читательской аудитории?

Наталья Ищенко

 

Источники

1.Brackenbury G. The Campaign in the Crimea: An Historical Sketch. – London: Paul and Dominic Colnaghi and Co., 1956.

2.Brackenbury G. The Seat of War in the East. First Series. – London: Paul and Dominic Colnaghi and Co., 1955.

3.Harrington P. The First True War Artist // The Quarterly Journal of Military History. – USA. - April 2001. – Vol. 19. – № 1. – P. 10-12.

4.Lipscomb A. William Simpson (1823-1899) – "Prince of Pictorial Correspondents"http://www.victorianweb.org/painting/simpson/bio.htm

5.Simpson W. The Autobiography of William Simpson, R.I. (Crimean Simpson) / Ed. by George Eyre-Todd. – London: T.Fisher Unwin, 1903.

 

e-max.it, posizionamento sui motori