•  

     

     

     

    КРЫМ
  • 1

Батилиман

В западной части Ласпинской бухты, упирающейся в высокий обрывистый мыс Айя, находится небольшой поселок, который называют Батилиман, что в переводе с греческого означает «глубокий залив».

«Чудесный уголок, своего рода редкость в Крыму, потому что уголок совершенно еще пустынный», — писал своему другу Ф.Д. Батюшкову о Батилимане известный русский писатель Владимир Галактионович Короленко, который вместе с другими представителями русской интеллигенции выбрал это тихое живописное место для отдыха в Крыму.

В начале XX в. здесь возник небольшой курортный поселок писателей, художников, артистов, юристов. «Однажды, — вспоминала баронесса Людмила Сергеевна Врангель, — завтракая в ресторанчике на «Байдарских воротах», я узнала от его хозяина, местного грека, что татары деревни Хайта в Байдарской долине не знают, что делать с купленной ими у графа Мордвинова вместе с удобной пахотной землей прибрежной скалистой полосой, негодной для их нужд. В несколько дней мы нашли среди наших знакомых желающих купить «на паях» эту скалистую землю Баты-Лимана. Уплатив всю стоимость купленной татарами земли у гр. Мордвинова (40 тысяч рублей), отдав пахотную землю хайтинцам и отстроив им заново их ветхую мечеть, мы оставили за собой Баты-Лиман. Все казалось нам чудесным в Баты-Лимане, и мы были в восторге от его приобретения».

Так в 1911 году у общества крымских татар деревни Хайту (с 1948 года село называется Тыловое) группа российских интеллигентов купила склон горы и побережье в северной части Ласпинского залива. Вся территория была разбита на участки, на которых и стали строить дачи счастливые владельцы земли, стремясь воплотить в своей колонии идею гармонии человека, общества и природы. Организаторами стали петербургский присяжный поверенный Виктор Антонович Плансон и супруги Кулаковы, Петр Ефимович, директор-распорядитель Товарищеского издательства «Общественная польза», и его жена Людмила Сергеевна, писательница, дочь Сергея Яковлевича Елпатьевского, известного ялтинского врача и общественного деятеля. (Вторым браком она была замужем за бароном Николаем Александровичем Врангелем, инженером путей сообщения).

К 1912 году число пайщиков достигло 26 человек и с каждым годом увеличивалось. Среди них были замечательные писатели В.Г. Короленко и Е.И. Чириков, известные ученые В.И. Вернадский, А.Ф. Иоффе, Г.Ф. Морозов, С.И. Метальников, талантливые художники И.Я. Билибин и В.Д. фон Дервиз, знаменитые мхатовцы К.С. Станиславский, О.Л. Книппер-Чехова, Л.А. Сулержицкий, популярные общественные деятели П.Н. Милюков, С.Я. Елпатьевский и другие. Все они — представители русской дореволюционной интеллигенции, цвет нации, люди разных профессий и возрастов — были не только хорошо знакомы друг с другом, но некоторые состояли и в родстве. Обладающие талантами, исполненные благородных и возвышенных чувств, они составили тесный круг близких по духу людей, единомышленников, знающих друг о друге все или почти все. Совпадение профессиональных и творческих интересов, отношения к жизни, искусству, природе создавали теплую, радостную атмосферу общения.

Купленные участки справедливо разделили по жребию. Кому-то досталась земля около моря, такая была наиболее желанной, поэтому и участки самыми маленькими. Участки среднего яруса были побольше, а в верхней части склона самыми большими. Дома оказались разного размера, но все они были каменные. Художнику Ивану Яковлевичу Билибину повезло больше всех: он купил у балаклавских рыбаков домик у самого моря, подремонтировал его, пристроил мастерскую, разбил виноградник, посадил розы. <...>

Иван Яковлевич Билибин

Художник Иван Яковлевич Билибин, блестящий график, иллюстратор, декоратор, член «Мира искусства», приехал в Крым из Петербурга, полный восторженных впечатлений от валдайских озер, новгородских лесов, где он охотился каждую зиму. Первое время, живя в Батилимане, он говорил, что никогда не изменит красоте русского севера, с которым, по его словам, ничто в мире не может сравниться. Но постепенно и его пленил этот южный край. Приезжая каждое лето в Крым, Билибин с упоением рисовал окружающие Батилиман горы, где сохранились еще развалины монастырей с одичавшими садами, хаосы громадных камней, разбросанных на берегу лазурного моря.

С этого времени в пейзажах художника обозначились две темы — русская зима и Крым, который он воспринимал как «русский Восток». Его зимние пейзажи лиричны по настроению, по рисунку, по цвету. Крымские — более монументальные по композиции, темпераментнее и ярче по живописи. Особенно интересные работы были созданы им за период с конца сентября 1917 года и до конца декабря 1919-го, до отъезда его в Новороссийск, а затем в эмиграцию. В это время, живя постоянно в Батилимане, он создал большую серию пейзажей, изображающих различные уголки любимого им теперь Крыма. Древняя эллинская культура не сыграла определяющей роли в становлении Билибина как художника.

Он страстно полюбил обворожительную крымскую природу и позже, в Египте и во Франции, писал по памяти южнобережные пейзажи, но никогда не переводил их в исторический аспект. Серия крымских этюдов осталась одной из лучших в наследии Билибина-пейзажиста, а тоска по Крыму, Батилиману будет сопровождать его всю жизнь...

И.Я. Билибин. Крым. Коктебель. 1939

В октябре 1919 года И.Я. Билибин выехал за границу, где провел почти 20 лет. Он по-прежнему много работал, периодически с ностальгией вспоминая Батилиман, «где не надо было искать предмет для картины: он был всюду, куда ни повернешь голову».

В отличие от многих, художнику было суждено вернуться в Россию. В 1940 году он вновь побывал в полюбившемся Батилимане, написал здесь несколько этюдов, в их числе акварель, на коей изображен домик художника, по сей день хранящуюся у его потомков. Больше посетить Батилиман И.Я. Билибину не довелось: жизнь художника оборвалась зимой 1942 года в Ленинграде.

В статье использованы материалы книги Татьяны Брагиной "Путешествие по дворянским имениям Крыма".

e-max.it, posizionamento sui motori

Интерактивная карта погоды в мире

!!! Чтобы найти нужное вам место, просто передвигайте карту в окошке с помощью зажатой левой кнопкой мышки.