•  

     

     

     

    КРЫМ
  • 1

Бахчисарай. Из Симферополя и Севастополя в Бахчисарай едут по железной дороге. Из Ялты - через яйлу, т. е. мимо Ай-Петри - самый живописный перевальный путь по шоссе.

Между Севастополем и Бахчисараем дорога значительно интереснее, чем между Симферополем и Бахчисараем, и кроме того здесь именно находятся все замечательныя железнодорожныя сооружения. Промежуточных станций между Севастополем и Бахчисараем - три: „Инкерман", „Мекензиевы горы" и „Бельбек".

Из Ялты ездят по шоссе через яйлу, мимо Ай-Петри, Кокозы и Албат. Дорога эта весьма живописна.

Такса для извозчиков. За конец 20 к.; за час в городе и предместьях - 50 к.; от вокзала в город или обратно - 40 к. (с двух) и 50 к. (с четырех); с вокзала в город и обратно (простой полчаса) и из города на вокзал и обратно с двух пассажиров - 60 к., с четырех - 70 к.; от города до Успенскаго скита - 40 - 50 к., туда же и обратно в город (простой полчаса) - 80 к. и 1 р.; конец из города в Чуфут-Кале и обратно через скит с остановками в каждом пункте - 3 и 4 руб.; от вокзала до Успенскаго скита 80 к. и 1 р., туда и обратно с простоем 1 часа - 1 р. 50 к. и 1 р. 75 к. На линейке от вокзала и на вокзал - 10 к. Биржевой староста и некоторые проводники при приходе поездов находятся на вокзале. У извозчиков имеются печатныя книжки с таксой, правилами и страницами для записи претензий и жалоб. Надо заметить, что дальния экскурсии из Бахчисарая совершают и верхом. За верховую лошадь платится в день 3 - 4 руб. Для осмотра Бахчисарая и его окрестностей, в том числе одного или двух пещерных городов, достаточно двух дней и в крайнем случае - даже одного дня. Вокзал находится приблизительно в 2 вер. от города.

Гостиницы. „Центральная", „Фонтан" и „Коммерческая". Номера от 1 до 2 рублей в сутки. Сносный обед только в первых двух. Зимой, однако, лучше останавливаться в „Центральной" гостинице, которая отапливается.

Бахчисарай - по татарски „дворец садов" - лежит в глубоком ущелье, окружен по бокам голыми выступами скал и в административном отношении составляет заштатный город симферопольскаго уезда. Дома живописно лепятся частью по усеянным тополями берегам текущего мимо ручья Чурук-Су („гнилая вода"), который тянется параллельно главной Базарной ул., прорезывающей во всю длину город; по бокам же к ней примыкают десятки узеньких улиц. Таков характер этого оригинальнаго города. В главную улицу въезжают с вокзала мимо и несколько выше триумфальной арки (въезд Екатерины II).

Тут же за аркой находится восточной архитектуры мраморный фонтан в память 17 окт. 1888 г.

В Бахчисарае числится населения свыше 14 тыс.; из них 11 тыс. мусульман; остальные: греки, русские, армяне, караимы и евреи.

К числу чисто восточных достопримечательностей города относятся здешния бани и затем шашлыки и чебуреки.

Из предметов производства заслуживают внимания женская татарская обувь, чадры и кувшинчики (куманы). Здесь существует единственный в Крыму цементный завод акц. общ. „Алмаз", вырабатывающий до 3 милл. пуд. в год. Проводников в городе - 5, все они снабжены бляхами с номерами; плата за услугу - по соглашению.

Бахчисарай - бывшая столица татарскаго царства - служит одним из памятников седой старины, разбросанных по всему Крымскому полуострову и имеющих близкое отношение к Российской Империи. И не удивительно, что редко кто решается миновать Бахчисарай и его окрестности и лишить себя возможности видеть этот характерный уголок, в котором среди Европейской России приютился и держится бледнейший облик Азии, со всеми картинами обыденной жизни мусульманскаго населения.

Приступая к описанию достопримечательностей Бахчисарая и его окрестностей, считаем уместным сделать следующее указание. В целях выигрыша времени, туристу удобнее ранее осмотра Бахчисарая совершить круговую поездку в фаэтоне или верхом по следующему маршруту: приехав в Бахчисарай, с вокзала отправиться на реку Качу и по Каченской долине в киновию св. Анастасии, откуда в пещерный город Тепе-Кермен, далее в Чуфут-Кале, оттуда по Иосафатовой долине в Успенский монастырь и, наконец, в Бахчисарай. Рекомендуемая круговая поездка по окрестностям протяжением около 19 верст, отнимает максимум 7 - 8 часов времени и обходится в фаэтоне в 7 - 8 р.

„Гвоздем" интереса, какой представляет для туриста Бахчисарай, является знаменитый ханский дворец, прославленный отчасти как наследие ханов, владевших Крымом, и опоэтизированный Пушкиным и Мицкевичем. Осмотр дворца, правда, настраивает посетителя на известный лад и дает смутное представление о восточном складе жизни, но все же следует помнить, что далеко не все из того, что видит обозреватель, осматривая дворец, согласно с исторической правдой. Политические катастрофы, часто разражавшияся над царством Гиреев, отзывались и на ханском дворце и вид его изменялся десятки раз. Полное уничтожение дворца впервые произошло в 1736 г., когда Миних превратил его в груды пепла, вместе с самим Бахчисараем. Не успел Крым-Гирей возвести новое здание дворца, как фельдмаршал Ласси снова почти наполовину разрушил этот бахчисарайский феникс. Последним „пощипал" дворец Суворов.

Злополучный хан Шагин-Гирей, покидая навсегда свою многострадальную страну, вывез из полуразрушеннаго дворца все, что было в нем лучшаго, так что к приезду в Крым Екатерины II ханский дворец капитально обновился. 3 года (с 1785 по 1788 г.) продолжалось реетаврирование дворца, и хотя „великолепный князь Тавриды" усердно хлопотал о возможно большем сохранении прежняго стиля славнаго памятника, - в итоге, однако, получилось полуевропейское здание с „азиатским" убранством московской фабрикации.

Во время капитальной реставрации, произведенной в последние годы царствования Александра I (1818 - 1825 гг.), стариннейшия дворцовыя постройки были вовсе уничтожены, а насаждение строителями „отсебятины" вообще зашло так далеко, что вызвало даже гнев „Благословеннаго". Если принять во внимание, что и каждый из следующих ремонтов причинял дворцу жестокия поранения, то станет очевидным, что посещаемый в наше время туристами „ханский дворец" имеет мало общаго со своим первообразом.

Еще в 1900 г. была учреждена комиссия для возстановления дворца в его первоначальном виде. Научныя работы велись под руководством академика Н. П. Кондакова. Уже в настоящее время сделан ряд положительных выводов, вполне доказывающих всю ошибочность и несостоятельность большинства существующих ходячих „толкований", „мнений" и еще более того - „объяснений", которыя приводятся проводниками, показывающими дворец.

В 1910 г. комиссия нашла дворец в крайне жалком состоянии: сгнившия крыши дворца проваливаются, потолки обвисли, столбы и опоры стен погнили. На ремонт дворца отпущено было около 22.5 т. руб.

Дворец окружен с трех сторон довольно высокой стеной. Вход через ворота, которыя приводят в обширный дворец, или вернее - сад, служащий бульваром для местной интеллигенции. Среди сада - три каштановых дерева, посаженных в 1886 году Императорской Фамилией. Главное дворцовое здание - направо.

Вам показывают ханския комнаты, убранныя в восточном вкусе, кабинет хана Крым-Гирея, гарем, зал ханскаго совета, мечеть, „фонтан слез", воспетый Пушкиным, а ныне, как бы оплакивающий свое одиночество. Вы видите также сады гарема, в которых много беседок, цветников и фонтанов, последних насчитывается 13 - 14, но с водою только 3-4, остальныя все безводны.

В противоположной стороне ханскаго дворца, рядом с мечетью, находится ханское кладбище, где покоятся бывшие властелины Крыма. В двух мавзолеях-тюрбе, в мавританском стиле, погребены некоторые крымские ханы, а вне ихь находятся гробницы членов ханскаго семейства и других почетных лиц. Всех надгробных памятников 114; старейший из них относится к 1502 г.

В глубине ханскаго двора (сада), не доходя к противоположным воротам, красуется фонтан в восточном стиле, сооруженный в память посещения дворца Александром I, а за воротами, вне ханскаго двора, находится тюрбе-мавзолей, построенный ханом Крым-Гиреем над его любимой женой Диларою-Бикеч. Эту гробницу поэт Мицкевич, а за ним Пушкин и др. назвали гробницей легендарной Марии Потоцкой.

К дворцу примыкает ханская мечеть с устроенным при ней обширным водоемом для омовения. Приезжие не упускают обыкновенно случая посетить мечеть во время богослужения. Чтобы видеть Бахчисарай во всей его красе, надо взобраться на минарет.

Из отдельных строений нужно отметить еще башню и киоск на мраморных колоннах в Персидском саду. Вблизи находятся руины стараго дворца, остатки бань, бассейна с фонтаном и террас - бывших висячих садов дворца. Лестница, которая вела в эти сады, отчасти сохранилась и поныне.

Отметим еще каменный бассейн, в который стекает вода из большого мраморнаго фонтана. В „пучину вод" этого бассейна, по поэме Пушкина, была спущена Зарема. Вблизи находится длинная деревянная галлерея, которую проводники называют „гаремом". Вряд ли, однако, это верно, так как по имеющимся данным здание гарема было разобрано в 1818 г. Гаремный сад отделяется оградой, в которой находятся собственно никуда не ведущия двери, обращающая на себя внимание художественностью работы.

Двери эти перенесены из стараго дворца, бывшаго в предместье Бахчисарая Салачике, от котораго не осталось никакого другого следа, кроме красиваго тюрбе (гробница), которое можно осмотреть по дороге в Успенский монастырь. Осматривать дворец можно ежедневно с утра до заката солнца. Ключник, проживающей тут же, у ворот дворца, показывает все достопримечательности и дает обяснения. Во дворце имеется несколько комнат для приезжающих высокопоставленных лиц. Чтобы иметь право остановиться в них, необходимо иметь разрешение таврическаго губернатора.

Другую достопримечательность Бахчисарая составляют „вертящиеся дервиши". Подобнаго зрелища в другом месте в России нельзя увидеть. Вертящихся дервишей можно видеть (с проводником) в мечети (текэ) на Азизе - по четвергам с 9 час. вечера. Церемония длится около 3 час. Доступ в текэ всегда всем свободен. Всех дервишей насчитывают до 200: делятся они на 4 ордена; вертящихся всего человек 40. Дервиш - персидское слово - значит нищий и употребляется у мусульман для обозначения человека набожнаго, ищущаго спасения души. Дервиши говорят, что их ордена и братства были основаны уже в первые века Геджры. Таких орденов насчитывают около 70; половина в Турецкой империи, остальные - в Персии, Аравии, Центральной Азии, Северной Африке, в Европе-же только в Бахчисарае.

Дервишество введено в ислам персами не ранее V века магометанской эры и ведет свое начало из Индии. При приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний. Одежда дервишей различнаго покроя и цвета. Головной убор состоит из тюрбанов. Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву, становятся в круг и начинают выкрикивать слово Гуве (Он, т. е. Бог, все движет). У темной татарской массы дервиши считаются священными лицами и их молитвы, по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением татары приводят своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая халатами, и становятся вокругь них. Молитва муллы сопровождается сильными криками всех остальных.

Постепенно движения молящихся становятся чаще, крики - громче. Наконец, они доходят до полнаго экстаза и начинают вертеться. В изступлении дервиши иногда падают на пол без чувств, изо рта у них в зто время льется пена. Верчение свое дервиши прекращают постепенно. Собственно говоря, дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники.

Следы исчезнувшего ханства осматривают также в предместьях Бахчисарая, носящих название Салачик (гнездо крымских цыган), Азиз и Эски-Юрт, где сохранились памятники, интересные по стилю и украшениям.

На армянском кладбище, в конце Армянской ул., сооружена часовня над прахом скончавшихся от ран в Бахчисарайском госпитале в 1855 г.

В долине Хан-дере, по дороге в Успенский монастырь, близ Салачика, открыты в 1899 г. 3 подземных мавзолея, относящихся к концу XIV в. и представляющих большой интерес для археологов. В одном из них найдено 13 скелетов. Желающие осмотреть их должны обратиться к смотрителю ближайшей мечети.

Окрестности Бахчисарая представляют огромный интерес с точки зрения истории и археологии и в особенности в смысле красот природы, столь оригинальной и в то же время прекрасной, что осмотру их следует не только уделить достаточно внимания, но урвать возможно больше времени, хотя бы в ущерб собственному отдыху или заранее намеченному маршруту.

Ближе всего к Бахчисараю находится Успенский монастырь, но как мы уже выше указали, для выигрыша времени, удобнее его осмотреть на обратном пути из круговой поездки.

Описание окрестностей Бахчисарая мы приведем в порядке их расположения при круговой поездке.

Предлагаемый нами маршрут с непродолжительными остановками для отдыха занимает приблизительно день. Четырехместный экипаж, в зависимости от числа пассажиров, обходится в 6 - 8 руб., нанять его можно на вокзале при посредничестве биржевого старосты или проводника, причем следует торговаться. Тут же в вокзальном буфете или в торговлях у вокзала можно запастись провизией, так как кой-какую провизию - чай, хлеб, молоко, яйца в пути можно достать только в киновии св. Анастасии и в Чуфут-Кале, в других местах нельзя достать и этого.

Пещерный город Качи-Кальен и киновия (скит) св. Анастасии Узорешительницы находится в 8 - 9 вер. от Бахчисарая. Скит расположен у речки Качи, у обрывистой скалы, в которой высечен пещерный город.

Вначале дорога от Бахчисарая до Качинской долины не представляет интереса, но по самой долине (4 вер.) она пролегает мимо роскошных фруктовых садов, виноградников и табачных плантаций. При въезде в долину, справа - имение с мельницей А.П. Волковскаго „Кош-Дермен" и тут же у самой дороги, с правой стороны, стены древняго монетного двора времен ханов. Далее, с левой стороны дороги, стоит отдельно столбообразный утес саж 5 вышиною, повидимому, угрожающий падением - это „Вай-вай-анам-кая", (по татарски - „ай, ай, мама"). Несколько дальше и выше дороги - другой утес, в виде сидящей женщины - „Хорхма-балам-кая" („не бойся, дитя"). Татары называют вторую скалу матерью первой и разсказывают по поводу их разныя легенды, из которых наибольшей популярностью пользуется следующая.

Грозный владетель окрестной страны Топал-бей похитил у соседа Кемал-мурзы красавицу-жену и красавицу-падчерицу. Он долго держал их в своем серале, но пленницы оставались непреклонны. Разгневанный Топал-бей велел замуровать их в скалу. Прошел год. В Качи-Кальене явились две каменныя фигуры; из одной показывалась иногда необыкновенная красавица с золотым сосудом в руках. Топал-бей узнал гордую падчерицу и в безумной ярости велел повалить каменную фигуру. Собрали всех лошадей и волов и припрягли к утесу, таившему в себе красавицу. Тогда из недр его раздался испуганный голос: „Ай-ай, мама"! („Вай-вай-анам-кая"!). Но из другого утеса послышался успокоительный ответ: „Не бойся дитя"! („Хорхма-балам-кая"!), и в этот же миг окаменели лошади, волы и возницы, превратившиеся в сплошную массу соседних скал.

Проехав немного второй утес, обернитесь назад, оттуда этот утес похож на опрокинутаго навзничь медведя, котораго грызет собака, ухватившая его за грудь. Отсюда до киновии 1.5 вер. Подъезжая к киновии, вы видите слева на склонах Качи-Кальена во множестве разбросанные в громадных глыбах древния крипты. Киновия св. Анастасии принадлежит к Успенскому скиту. Здесь, как и в Успенском ските, развито гостеприимство. Церковь в киновии стара и сыра; главная ея драгоценность - это чудотворный образ св. Анастасии, к престольному празднику которой (22 дек.) сюда стекаются сотни богомольцев, даяниями которых киновия и существует. Из киновии отправляются осматривать пещерный город Качи-Кальен, куда проводит кто-нибудь из обывателей киновии. По пути не забудьте осмотреть „Софиевский собор", как его называет братия киновии. Церковка эта не так давно возобновлена в оторвавшейся от общей скалы глыбе и посвящена „св. Софии, Вере, Надежде и Любви"; церковь едва вмещает 10 - 12 человек.

От ниши с бассейном бывшаго источника минуты 2 - 3 ходьбы до развалин древней крепости и пещер города Качи-Кальен, где вы увидите пещеры, мостики, лестницы, галлереи и целыя улицы. Пещеры расположены в несколько этажей и имеют внутреннее сообщение. Снаружи скалы прорублены окна и двери. Весь пещерный город вырублен в цельной скале. Вид отсюда, как и от ниши с бассейном, на Качу и всю долину превосходит всякия описания.

Из Качи-Кальена направимся к другому пещерному городу - Тепе-Кермен. Дорога идет вверх, по долине реки Качи. Справа глаз туриста все время ласкает зелень почти безпрерывно тянущихся садов. Недалеко от деревни Шуры дорога сворачивает на север и тянется по меловому грунту к горе Тепе-Кермен (что означает холм-крепость). Это довольно высокая гора, достигающая 1778 фут. н. у. м. и имеющая конусообразную форму. В верхней части горы приютился оригинальный пещерный городок, в котором насчитывают до 600 пещер, высеченных в скале и расположенных ярусами. всех ярусов - 18.

Экипаж останавливается приблизительно за версту до подножия горы. Отсюда на вершину приходится подыматься пешком (часть дороги можно проехать верхом). Самыя пещеры довольно велики, причем в них проделаны окна и двери, лестницы и галлереи. Во втором ярусе пещеры обширнее и почти во всех них высечены скамьи. В одной из пещер видны следы иконостаса, высечены кресты и пр., а близ этой церкви находится пещера, заполненая человеческими костями, но черепов нет.

Необходимо иметь в виду, что вблизи Тепе-Кермена нет никакого жилья, поэтому помимо провизии следует запастись бутылкой воды из источника, находящагося по пути в Тепе-Кермен. Еще следует обратить внимание на то, что отверстия в пещере местами довольно густо заросли травой и кустарником, и потому следует остерегаться, чтобы не провалиться. Вообще подъем на гору очень утомителен, и потому слабым и женщинам подниматься на гору мы не советуем.

От Тепе-Кермена - 4 версты до пещернаго города Чуфут-Кале. Дорога здесь проходит Иосафатовой долиной. Долина эта представляет собою как бы котловину, замкнутую конусообразной горой; тропа, идущая долиной, вскоре разветвляется. Идти в Чуфут-Кале надо правой тропой, чтобы конусообразная гора оставалась влево, в конце которой, среди зелени вековых деревьев, приютилось древнее караимское кладбище. Советуем осмотреть его. На кладбище много гробниц, состоящих из мраморных и каменных плит с древнееврейскими надписями X, IX и даже VIII вв. Выдающийся памятник на этом кладбище принадлежит известному караимскому гебраисту А. Фирковичу.