•  

     

     

     

    КРЫМ
  • 1

 

Крымское ханство

В первой половине XIII в. на Таврический полуостров проникли татары и образовали государство, сначала зависимое от Золотой Орды, а потом от турецкого султана. Этим политическим положением обусловливается деление истории Крымского ханства на два периода; первый назовем золотоордынским, второй турецким. В золотоордынский период татары ведут полукочевой образ жизни, государственные и общественные формы жизни просты и несложны, религия преимущественно языческая; правители крымского юрта, как части Великой Орды, – наместники великого хана, они правители милостью Великого Хана, – определенной династии нет; народность преимущественно тюрко-монгольская. Положение главной орды обусловливает спокойствие или смуту крымского ханства. Внешние враги его – автохтоны Крыма за это время – греки, готы, раньше проникшие сюда тюрки и пришельцы колонисты-италийцы, прибывшие сюда почти одновременно с татарами. Столица этого периода – Солхат (ныне Старый Крым).

В турецкий период (после 1457 по 1783 г.) сложилась определенная культура оседлого народа с сложным государственным и социальным строем, с определенно-идейной религией Магомета – исламом. Крымский юрт, провинция Золотой Орды, становится государством с единоличным правителем-ханом, юридически самодержавным, фактически конституционным. В идее он – независимый монарх, на деле же – ставленник турецкого султана, но последний связан определенным договором: ставить на ханство только лиц из династии "Гиреев". Фактическая независимость ханства обусловливается состоянием политической силы Турции. Внешними врагами ханства являются турки, поскольку они претендуют на господство над Крымом, Польша и Московское государство. Столица этого периода – Бакчэ (н. Бахчи)-Сарай. В первый период золотоордынцы для поддержания своей власти часто совершают набеги на Крым. Особенной жестокостью отличался набег Эмир-Ногая, убийцы хана Тула-Буги. Часто страдал от татар Судак (1322, 1327, 1338 и др.). Большие города Крыма скоро очутились под татарским игом и, платя дань, имели ханских наместников (тудуны-титаны).

Основателем крымского юрта, как определенного целого, считается Орам-Тимур, племянник хана Менгу-Темира, около второй половины XIII в., хотя Хартахай относит основание его к первой половине XIII в. В самом же начале начинаются междоусобия: эмиры, мурзы, беи и разные временщики и узурпаторы, часто при поддержке главной орды, ведут между собой жесточайшую борьбу за власть. Между ними известны Ногай, Джубан, Мамай, Идики и др. Учитывают смуты генуэзцы и расширяют свои владения: так, Джаны-Бек, наместник юрта, после неудачной осады Каффы в 1347 г. сделал генуэзцам большие уступки.

При золотоордынском хане Берды-Беке Золотая Орда начинает свое падение.(12) Крымские наместники пользуются моментом и стремятся к независимости. Знаменитый по "Куликову полю" (1380) и убитый в Каффе, Мамай заявляет крымский юрт автономным. К этому же стремятся правители Толук-Тимур, Мелик-Темир, Зейн-Эд-Дин-Рамазан, Катлог-Тимур. Автономность юрта проявляется в том, что он чеканит свою монету, древнейшая относится к 1284 г.

Крымские татары совершают полные ужаса набеги на Русь и Литву, но последние в эту пору сами достаточно сильны и иногда с успехом отражают их. В 1320 г. литовский князь Гедимин (1315-40), преследуя разбитых им татар, проник в Крым и разорил его с Херсонесом включительно. Тоже проделал князь Ольгерд (1345-77), а затем в 1398 г. Витовт (1377-1434) заставил бежать татар в Крым за Перекоп. Государственный строй золотоордынского периода был, вероятно, сколком с устройства Великой Орды. Во главе юрта был наместник или хан, он верховный судья и вождь народа; его помощник в военном деле, начальник главных военных сил – оглак; туман – начальник 10.000-й дивизии; минник – тысячник; юз (башы) – сотник; он (башы) – десятник. Были чины и по гражданским делам (городские и сельские). При дворе правителя целые штаты конюших, стольников, спальников, охотников, сокольников и т.д. Все эти должности и двор хана требовали средств на содержание; военные, гражданские и другие нужды требовали тоже. Явилась необходимость в обложении населения определенной податью и данью, для сбора коих требовались особые чины; они назывались по характеру налогов: баскаки (русск. давители), таможенники, раскладчики (податей), заставщики, мостовщики и т.д. Судоустройство было примитивное: судья – всякий старший по роду, по религии или по положению; судопроизводство – словесное; в суде вначале было царство мести ("око за око"), а потом этот институт заменяется системой штрафов. Сословия делились: 1) на высший поземельный класс (родовой и чиновный), 2) духовенство (близко к первому), 3) народ (татары) и 4) рабов (особенно военнопленные).

Первоначальная религия – языческая с придатком шаманизма; с конца XIII в. проникает ислам, но достигает полного своего развития около половины XV в. Надо заметить, что и христианство было не чуждо крымским татарам. Еще в XIII в. были христиане из татар: в записях сугдейского синаксаря находится много тюркских имен, напр., Анна, дочь Анепая (ум. 1273 г.), Чолак, монах Аладжи (1288) и т.д. Со времени принятия ислама в конце XIII в. особенно интенсивно развивается духовное сословие. Торжество ислама наступает постепенно, а с ним развивается и его иерархия. Глава духовенства муфти – первое лицо после хана; казы – духовный судья, мудерисы – наблюдатели школ, шейхи – монастырей и софу (отшельник). Народ был бесправен, но юридически свободен, рабы – вещь (res) – собственность владельца, татарин не был раб.

В XV в. сложились в определенные формы отношения и внутренняя социально-политическая жизнь ханства. Во главе правления стоит хан, юридически-волею Аллаха, а фактически милостью или султана, или организованной сильно аристократии, смотря по тому, кто сильнее. Хан – верховный вождь и судья, но он не может сделать ни одного серьезного шага без согласия Совета пяти или "дивана" (своего рода государственный совет). Хан не неограниченный деспот, а конституционный монарх, ограниченный своим дворянством. Высшие представители знати (беки, эмиры, мирзы и т.д.), обладая большими земельными вотчинами, часто являлись в своих уделах независимыми царьками, имели свои отряды войск, право сношения с государями чужих стран, право суда в своих владениях, сбора пошлин и т.д. Хан часто не смел вмешиваться в их дела. Чувствуя свою силу и независимость, они держали в своих руках бразды правления. Сложность государственного механизма и обилие должностных лиц по всем отраслям государственной жизни требовали колоссальных материальных средств, которые с громадным трудом добывались из народа. Тяжесть налогов приводила к обнищанию масс.

В основе судопроизводства лежит Коран с его многочисленнейшими толкованиями. Коран карает только проступки гражданского свойства. Политические преступления, как таковые, отсутствуют. Существовавший институт мести к концу ханства утрачивается.

Быт татар отличался сложностью и обрядностью, но брак был простым договором с "калымом" от мужа и приданым от жены.

Со времени Менгли-Гирея обращается внимание на образование: язык и философия арабов пользуются особым уважением среди татар. Весьма развита изящная литература и архитектура. Много памятников архитектуры сохранилось в городах Бакчэ (Бахчи)-Сарае, Гезлефе (Козлов – Евпатория), Каффе (н. Феодосия), Карасу-Базаре и др. Торговля и промышленность были сильно развиты в только что поименованных городах. Сельское и домашнее хозяйство, особенно садоводство, виноградное дело и табаководство были хорошо поставлены.

Но политическое и социально-экономическое неравенство классов, бесправность и безразличность масс в общей жизни народа, эксплуататорская и эгоистическая деятельность ханов и высших сословий, развращающая политика Высокой Порты, изжитость старых культурных форм жизни – все это привело государство к слабости и упадку. Таким образом причины падения ханства находятся глубоко во внутренней жизни народа.

9-го апреля 1787 года Крым был официально присоединен к Российской империи, а в 1792 г. и Турция признала факт совершившимся. В 1861 г. крымские татары огромными массами выселились в малоазийскую Турцию.

Гиреи

Основатель династии Гиреев был Хаджи-Гирей (ум. 1466 г.). О его происхождении и достижении им власти определенных сведений нет, но известно только, что приложил громадные усилия для установления независимости крымского ханства от притязаний Великой Орды, Турции, Литвы и др. Представитель новой династии устраивает свою резиденцию до конца существования ханства в Бакчэ (Бахчи)-Сарае.

После Хаджи-Гирея – известный Менгли-Гирей (ум. 1515). При нем и при его непосредственном содействии туркам пала Каффа (1475 г.), но султан Магомет II, разгромив генуэзцев, сделал своим вассалом крымского хана и с этого времени султан держит себя, как верховный сюзерен крымского хана. Менгли-Гирей установил себе в помощь новую должность калги, своего рода вице-хана. Менгли-Г. был в большой дружбе и даже договоре (1474 г.) с Московским царем Иваном III. По смерти Менгли-Г. (около 1515 г.) крымские ханы назначаются султаном. Хан Магомет-Гирей (1515-24) убит в борьбе с ногайцами. Назначенный султаном, Сеадет-Гирей (1524-?) сам удалился с престола; вместо него – Сахыб-Гирей, он был убит в 1551 г.; на его месте Девлет-Гирей (1551-77 г.), который сжег Москву в 1571 г., а за ним Магомет-Гирей II Жирный (1577-84 г.), создавший должность второго вице-хана "нур-эд-дин" (султан ее утвердил). Хан-Магомет был задушен своим братом. Далее идут султаны: Ислам-Гирей (1584-8) и Гази-Гирей II Бора (1588-1608 г.). Гази пытался изменить родовую систему наследования престолом на систему по нисходящей линии, и беки, и эмиры признали это, но султан отверг. Старый принцип восторжествовал в лице Селямет-Гирея (1608-10). После него – Джаны-бек-Гирей II (1601-23 и 1627-29). За неисполнение требований султана был лишен власти и отправлен на о. Родос; на его место – Магомет-Гирей III (1623-7), он тоже не понравился Порте и был заменен Джаны-бек-Гиреем II, но за слабость власти и бездеятельность был удален от правления. Инайет-Гирей-хан (1629-37) за сепаратизм был отвергнут и убит, на место же его взошел Богадырь-Гирей I (1637-41), легкомысленный и расточительный, он известен, как большой любитель легкой литературной юмористики. Магомет-Гирей IV (1641-4) был сослан на о. Родос. После него пытается занять престол побочная линия Гиреев – Чобан-Гиреи (пастухи-Гиреи). Родоначальник ее – Чобан-Мустафа, побочный сын одного из Гиреев, проживавший в Ак-Мечети и призванный ко двору еще Магомет-Гиреем III (1623-7). Между главной и побочной линией происходит страстная борьба, пока первая не торжествует и не побеждает Чобанов. Сефет-Гази-Гирей (1644-54) получает ханство и ведет его блестяще: его деятельность отличается самостоятельностью и независимостью от Порты. Большое участие он принимает в борьбе Польши и днепровского казачества при Богдане Хмельницком. По смерти его был возвращен к власти из ссылки Магомет-Гирей IV (1654-66), но вторично был изгнан. Преемник – Аадиль-Гирей I (1666-71) из рода Чобан-Гиреев. Против него, за его происхождение вооружается аристократия ханства, и он по традиции отправляется в почетную ссылку на о. Родос. На ханском престоле настоящий Гирей – Селим-Гирей (1671-8), он отличался многими качествами хорошего правителя. В союзе с Турцией он ведет удачную войну с Польшей и один – неудачную с Москвой; за последние неудачи лишился власти и попал на о. Родос.

Хан Мюрад-Гирей I (1678-83) поправил ошибки Селима, но, участвуя в походе с турками против немцев, под Веной (1683) потерпел поражение, был обвинен в измене турецкому султану и лишен ханства. Хан Хаджи-Гирей (1683-84) бежал из Крыма от возмутившихся сановников; по просьбе последних Порта поставила ханом ссыльного Селима-Гирея I (1684-91). Он учел тогдашнюю слабость Турции и видел возраставшую опасность со стороны России. Он удачно отражал войска князя Голицына, посланного царевной Софией (в 1687 г. и в 1688-9 г.г.). После отказа Селима править 9 месяцев (1691 г.) хан Сеадет-Гирей I, за ним Сафа-Гирей (1692 г.), безнравственный и корыстолюбивый. По свержении Сафы, третий раз Селим-Гирей I (1692-9), путешествовавший в Москву в этот период его царствования; за этот поступок Селим получил особое прозвище. Он Портой был назначен против ее желания: трудные обстоятельства, вызванные неудачами в войнах с Россией, Польшей и Австрией, заставили уступить требованиям крымских татар.

В это время Петр Великий пытается утвердиться на Азовском море: он совершает поход (1695-6) под Азов, но эта попытка была для него неудачна, так как он не имел флота, чтобы взять приморскую крепость; весной 1696 г. он с сооруженным зимой флотом взял Азов и временно в нем укрепился (до 1711 г.).

Селим-хан снова отказывается от престола в пользу сына своего, Девлет-Гирея II (1699-1705). Ряд внутренних беспорядков и неудач в действиях против русских привел к низложению Девлета и избранию в четвертый раз его отца Селима, но он прожил только год и в глубокой старости в 1704 г. умер. Неудачные бездарные его последователи (Девлет-Гирей (вторично), Гази-Гирей, Каплан-Гирей, Магомет-Гирей и др.) сильно пошатнули благосостояние и силу ханства. Это – эпоха постоянных смен ханов, удивительных жестокостей и кровавых междоусобий. Русские же все настойчивее наступали на Крым с определенной целью покорить ханство. Русский генерал Миних неоднократно опустошает Крым. В 1755 г. на ханском престоле жестокий Алим-Гирей. Неудачи внутренней и внешней политики продолжаются. Хан Шагин-Гирей, объявивший независимость Крыма от Порты, должен был уступить России Керчь, Еникале и Кинбурн. Шагин-хан был временно устранен от правления братом Девлетом, но после Кучук-Кайнарджийского договора, в 1744 г., Шагин-хан был восстановлен в своих правах. Этим же договором крымские (и кубанские) татары признаны независимыми от Турции. На последнем акте настояла Россия, этим она подготовила дальнейшие успехи своей политики. Расчеты ее оказались верны. Шагин-хан был последним ханом. Русский генерал Ингельстром воспользовался возмущением знати против Шагина и, видя его безвыходное положение, предложил ему отдаться под высокую руку императрицы. После мучительного и долгого колебания Шагин-Гирей объявил себя подданным Екатерины II.

Города Крымского ханства и по сей час хранят остатки былой многовековой и культурной жизни, из них особенно интересны: Солхат (Старый Крым), Бахчисарай и др. Древний Солхат (Солгат, Солкат), ныне Старый Крым, по-татарски Эски-Крым, бывшая столица крымского юрта, как говорят арабские и итальянские известия, находится в Феодосийском уезде, в 25 верстах от Феодосии, в широкой степной долине, на месте, вероятно, хазарской столицы Фуллы, где некогда был заточен Иоанн Готский и, может быть, проповедовал св. Константин (Кирилл). В его территории погибает много памятников, важных в историко-археологическом и культурном отношении. Проф. Смирнов пишет, что современный "Старый Крым буквально стоит на древностях, которые частью видны на поверхности, частью еще покоятся в недрах земли, и что Старый Крым должен был бы быть целым музеем древностей, если бы не хищничество нынешних его обитателей..." (Археологическая экскурсия в Крым 1886 г. – Зап. Вост. Отд. Имп. Русс. Арх. Общ. т.I, в.IV, с.12). Здесь воздвигнуты первые мусульманские мечети: в 1288 г. построил роскошную мечеть Мамелюк-Бейбарс, египетский султан (уроженец кипчакской орды); в 1314 г. была выстроена самая большая мечеть, с сохранившейся датой, по приказу хана Узбека. В 1252 г. построил великолепный дворец Батый.

Население города Солхата было весьма разнообразно. Арабский писатель 1263 г. говорит, что оно состояло из кипчаков, русских и алан; затем сюда в большом количестве проникли армяне, итальянцы (генуэзцы и венецианцы) и, если здесь был древний хазарский город Фуллы, то здесь были до-татарские туземцы: греки, евреи, хазары и готы (?). Разнообразие народностей придавало городу своеобразную оживленность и привлекательность. На территории этого города не произведено совершенно научных исследований. В конце XV в. династия Гиреев перенесла столицу ханства в Бакчэ-Сарай, и Солхат, хотя и долго сохранял свою оживленность (он был главной артерией степной жизни Крыма), однако постепенно стал утрачивать свою жизнеспособность, беднеть и падать. Во времена И.Броневского (1578 г.) он уже был в развалинах. Россия, присоединив к себе Крым, переименовала город в Левкополь, сделав уездным городом; вскоре его уездные учреждения были перенесены в Феодосию, и город захирел.

Бакчэ-Сарай или Бахчисарай, бывшая резиденция крымских ханов Гиреев, и по сей час сохранил вид оригинального восточного мусульманского города. Он своими многочисленными стройными и изящными минаретами, возвышающимися рядом с молчаливыми пирамидальными тополями над приземистыми куполообразными мечетями и такими же ханскими гробницами и плоскими красночерепичными крышами маленьких домиков, узкими кривыми улицами и местоположением между двумя горами, привлекательно действует на каждого. Посреди города протекает небольшая горная речка Чурук-Су, превращающаяся, после обильного дождя, в грозный поток. В центре города стоит дворец ханов-Гиреев, построенный Абдул-Сахал-Гиреем в 1519 г. На своем веку он претерпел много изменений. Большой реставрации он подвергся при императрице Екатерине II, по приказанию князя Потемкина в 1787 г., а затем в половине XIX в. Последняя реставрация своей безвкусицей и аляповатостью погубила местами его древнюю роспись. В настоящее время Императорская Археологическая Комиссия обратила особенное внимание на Бахчисарайский ханский дворец и уже с лета 1912 г. производит подготовительные работы для выяснения его древнейших архитектурных частей, позднейших наслоений, обнаружения и сохранения и местами для восстановления древней росписи дворца. Среди мечетей выдается мечеть Джула-Джуми, построенная в 1737-43 г.г. От древнейшего времени сохранился водопровод, который насыщал около 150 колодцев города.

Город за последние годы застраивается новыми европейскими домами, нарушающими тот своеобразный колорит, который так красил прежний Бахчисарай. Нужно скорее описывать, фотографировать и зарисовывать то, что еще осталось от древнего города. Скоро от него останется только одно имя.

Интерактивная карта погоды в мире

!!! Чтобы найти нужное вам место, просто передвигайте карту в окошке с помощью зажатой левой кнопкой мышки.