•  

     

     

     

    КРЫМ
  • 1


Часть вторая

I. Тепекермэн

Из Бахчисарая в Тепекермэн я сделал первую поездку верхом. Лошадей приводят оседланных, с проводником, по предписанию начальника губернии, которое заменяет подорожную на все время путешествия в горы. За каждую версту платится на лошадь по 8 копеек. Если проводник конный, то путешественник платит и за его лошадь; если пеший, то не обязывается платить. Кроме обыкновенного проводника, можно нанимать из татар и греков знающего развалины и знакомого с замечательными местами Крыма.

Пользуясь прекрасною картою, изданною ученым исследователем Крыма Г. Кеппеном, и предварительно ознакомившись с местностью, я иногда обходился без конных проводников, заранее отправлявши пешего в селение, до которого брал лошадей. Это доставляло мне особенно удобство посещать те места, которые не входили в маршрут, и оставаться в каждом, сколько хотелось. Ничтожная плата всегда удовлетворяла татарина, проводившего иногда целый день в ожидании меня.

От Бахчисарая до Тепекермэна считают около пяти верст. Сначала путь идет через предместье Салачах, или Солончак, по каменистому ущелью. При повороте к Успенскому монастырю встречается памятник Менгли-Гирея и близ него остатки здания: изразцы и щебень. Здесь, говорят, был ханский дворец: еще недавно зеленели уцелевшие лозы винограда. Миновавши скалу Чуфут-Кале, дорога вводит в густой кустарник и вьется по холмам до самого Тепекермэна. Растительность здесь богата; птиц и зверей изобилие. Не проехавши версты, мы согнали несколько зайцев и куропаток. Сюда отправляются за ними охотники из окрестных мест. Но вообще в Крыму, несмотря на множество дичи: дроф, стрепетов, гусей, лебедей, уток, куропаток и пр., охотников очень мало, и то большею частью из высшего сословия или из переселившихся малороссиян: татары почти не имеют огнестрельного оружия. Недостаток в охотниках причиною постоянного изобилия дичи в Крыму: я знал крестьянина, который в 10 верстах от губернского города в один день убил 19 дроф и 7 стрепетов.

Выбравшись тропинкою из мелкого кустарника, мы выехали на широкий уступ, на котором пирамидально возвышался Тепекермэн. Вершина горы состоит из сплошного камня, в котором видны отверстия пещер. Сюда пригоняют пастухи стада во время жаров и бурь. Почти до самых пещер можно ехать верхом. Площадь горы занимает более ста саженей в длину и местами покрыта кустарником. В глубине ее иссечены пещеры, и в них надобно спускаться с верху горы, как в подполье. Другие пещеры, высеченные в отвесном утесе, в два и три яруса, впрочем, без особенной правильности. В некоторых из них сохранились человеческие кости, в других черепки грубой, но необыкновенно прочной работы.

Подобные пещеры, еще в большем размере и количестве, видны в Инкермэне, Черкескермэне и других скалах. Не разрешая вопроса, кем и с какой целью они иссечены, познакомимся прежде с их устройством...

«Все сии скалы,– пишет один путешественник,– были иссечены руками человеческими, начиная от самой вершины оных вниз на несколько саженей в глубину... жилища в Джингискермэнских скалах почти все между собою сходны, но имеют три отличительные формы. Они или правильно округлы, или овальны, или четырехугольны, и разнствуют только величиною... Некоторые из них совершенно пусты, в других же можно видеть скамьи, сделанные вокруг стен, род низких кроватей, стулья и табуреты, поставленные посредине горницы. Все сии уборы иссечены в самых скалах, и, судя по их величине и форме, люди, употреблявшие их, должны были иметь обыкновенный рост. Входы в сии жилища довольно высоки, и для человека среднего роста можно проходить через оные свободно...»

Другой путешественник, Кеппен, изучавший древности, говорит: «К достойно примечательным местам Крыма принадлежит и Тепекермэн, или Тепекермен, коническая, отдельно стоящая гора на земле города Бахчисарая, при меже Шюрюской округи». На вершине горы в скале иссечена церковь. «Здесь же, по словам Тунмана, находилось укрепление, которое может принадлежать к древнейшим постройкам этого рода. Я не могу похвалиться тем, что видел явные приметы сего укрепления, но действительно заметил на вершине горы следы построек, и в одном месте сложенные четвероугольником, как для стен, огромные, мхом поросшие камни, в числе коих иные длиною почти в сажень».

Мнения писателей о народе, сделавшем пещеры, различны. Некоторые относят их к глубокой древности и видят в них жилища первобытных людей, другие почитают укреплениями, а одинокие пещеры ведетами. Местное поверье относит их ко времени какогото потопа; даже указывая на железные кольца, вбитые в отвесных скалах, говорят, что к ним привязывали корабли, когда приставали к берегам.

Мне кажется, что эти пещеры относятся к первым векам христианства и иссечены греческими выходцамиили другим народом; но, во всяком случае, по религиозной мысли. Это были духовные общины из людей, добровольно посвятивших себя отшельничеству или загнанных притеснителями веры. Признаки таких общин явно уцелели в Инкермэне, Черкескермэне, на месте нынешнего Успенского монастыря, в Качи-Кальене, в Демерджи, Чатырдаге и других местах. Такою же общиною был и Тепекермэн, и все они, вероятно, были в связи между собою. В них уцелели остатки церквей; а Успенский монастырь, близ Бахчисарая, сохранил до нашего времени свое религиозное значение и в этом отношении должен обратить на себя особенное внимание.

К подтверждению этой мысли о пещерах служат кресты, высеченные на стенах, и даже группы каменных столбов на вершине Демерджи, которые и теперь почитают в народе окаменевшими монахами. Во многих местах видны по ущельям одинокие пещеры, то в обрыве скалы, то в огромном оборвавшемся камне. Здесь, вероятно, жили самые строгие отшельники. Вообще неудобство помещений в пещерах и почти совершенное разобщение с населенными местами приличны людям, посвятившим жизнь свою лишениям. Замечательно и то, что во всех этих общинах не видно искусственных укреплений: стен башен замков, в то время когда они сохранились подле, на других высотах, в которых или совсем нет пещер, или очень немного. И вообще, где находите пещеры как остатки общин, там просто и ясно видны следы жилья: комнаты грубой работы, переходы, лестницы, стулья, столы, и нигде не заметно следов укреплений; и, напротив, где явны остатки укреплений, например, в Мангупе, Балаклаве и в других городах, там почти нет пещер или очень мало. Впоследствии времени пещеры могли быть жилищами притесненных и загнанных в горы племен: даже во времена гибели генуэзцев, в исходе XV века, многие из них бежали в горы и, вероятно, искали спасения в ущельях и пещерах.

Эти пещеры так любопытны, что могут составить предмет особенных исследований...

Интерактивная карта погоды в мире

!!! Чтобы найти нужное вам место, просто передвигайте карту в окошке с помощью зажатой левой кнопкой мышки.