«Голицынский уголок» посёлка «Новый Свет» - культурный ландшафт Крыма

Лев Сергеевич Голицын в Новом Свете

Лев Сергеевич Голицын в Новом Свете


«Голицынский уголок»!  Как он рождался? Конечно, все начиналось с труда с лозой. Л.С. Голицын, вошедший в историю отечественного виноделия как истинный искатель «тонкого» и «большого» русского вина, как «винодел-художник» поставил своей целью создать и у нас тонкие гармоничные вина. В Новом Свете для посадки Голицын выбрал массив с небольшим склоном к юго-востоку, прекрасно освещаемый и вентилируемый, с глинисто- песчаной почвой. Эта почва наиболее пригодна для получения тонких вин. Грунт оказался твердым и каменистым, нередко приходилось «прибегать к лому», а при закладке новых площадей и к взрывным работам.

Виноградники в Новом Свете


Новом Свете преобладали так называемые бордосские сорта винограда - 600 сортов. Лев Сергеевич изучал урожайность каждого сорта, его выносливость против жары, время созревания, качество плодов и т.д. Итоги своих опытов Голицын изложил в обширном докладе Удельному ведомству, в котором писал: «Виноградарство - есть искусство, находящееся в самой тесной связи с местными условиями..." [4, с.
81-82].

Особый его интерес составляли игристые или шампанские вина. Известно, что шампанское миру подарили французские виноделы в к. XVII века. Французские историки считают родоначальником производства шампанского монаха Периньона, владельца прекрасного виноградника в Шампани. Шампанское он получил случайно в 1698 г.: молодое вино, еще содержащее в себе значительное количество сахара, Периньон разлил в бутылки, и в следующую весну оно стало бродить: образующийся в вине газ придал вину совершенно новые свойства и приятные вкусовые качества. Слава о нем быстро распространилась по стране. «Бутылочный способ» выделки шампанского стал классическим. Уже в XVIII веке шампанское стало любимым вином знати [4, с. 89].

Л.С. Голицын задался целью создать русское шампанское. «Но чтобы создать что-нибудь, нужно постоянно об этом думать», - отмечал Голицын. В Крыму, где масса каменистой почвы, масса долин и масса чернозема, культура винограда имеет первостепенствующее значение. Виноградная лоза - самое живучее растение; дайте ей солнце и воздух, дайте ей свободу и, несмотря на все климатические условия, она расстелется широко по поверхности землиа [4, с. 262]. Это требовало многих технических и технологических знаний, опыта, предприимчивости, больших материальных затрат. Предстояла огромная работа, чтобы это сложное дело, составлявшее монополию французов, перенести на русскую почву.

«Наша слабость заключается в том, - говорил Голицын, - что мы себе не верим. Мы читаем иностранные книги, мы слушаем иностранных людей и вместо критики - отступаем перед ними с благоговением. Да разве иностранец желает, чтобы наша промышленность возникла, чтобы мы ему явились конкурентом на всемирном рынке? Никогда!» [9, с. 300].

Среди анализа, представленного виноделом А.А. Ивановым, особый интерес представляют опыты князя Л.С. Голицына по изготовлению крымского шампанского, предпринимавшихся с 1890 года. Первые розливы игристого вина шли, под маркой «Парадиз», затем под маркой «Новый свет», потом под названием «Коронационное», так как оно фигурировало на парадном обеде во время коронационных торжеств в 1896 г. в Москве [1]. В Акте передачи вин в дар Николаю II отмечено: «119 весьма интересных с научной точки зрения сортов шампанского, приготовленного в имении «Новый Свет» князем Голицыным из разнообразных сортов винограда различных винодельческих районов России»[4, с. 93].

Говоря об изысканиях князя Голицына по приготовлению игристых вин, нельзя не упомянуть о подвалах, сооруженных им в «Новом Свете». Дело было задумано также с широким размахом. Подвалы начали сооружаться около 1890 года и к 1900 г. достигли длины более 2-х верст.

При производстве игристых вин важны температурные условия; для выдержки и обработки вина необходима температура около 10 градусов С, для брожения - более высокая. В этом отношении новосветские туннели, имеющие над собою значительные толщи земли с отдельными каменными пристройками для брожения, можно считать довольно совершенными. С хозяйственной же точки зрения  их недостаток - излишняя разбросанность и растянутость. С одной стороны, это было вызвано условиями местности и почвы, а с другой - отвечало стремлению владельца  достичь известного эффекта, когда перед посетителем открывались перспективы длинных галерей, освещенных свечами, соединенных между собою мрачными узкими переходами и заканчивающихся дегустационным залом - обширным помещением с нишами, наполненными образцами новосветского и иностранного шампанского.

Особое место в винодельческом хозяйстве Л.С. Голицына занимал коллекционный подвал с дегустационным залом - подвал №4. «Эта огромная коллекция редчайших и драгоценнейших вин всех стран не имела себе подобной в мире и являлась неоценимым пособием для правильного воспитания вкуса, исследования вина и сравнения», - отмечал винодел И.А. Промтов.

Свою коллекцию, или винотеку Голицын собирал более 30 лет, не жалея ни сил, ни средств. Вин в коллекции было более 32 000 бутылок [4, с. 97]. Голицын придавал большое значение научному содержанию собранной им коллекции. Щедро вкладывая деньги в винотеку, Голицын столь же щедро распоряжался коллекционными винами, приглашая на дегустацию виноделов и многочисленных гостей.

В 1896 воспитанники Императорского Никитского сада оставили запись: «Такая дегустация имела большое научное и нравственное значение: благодаря ей пришлось познакомиться с общепризнанными лучшими винами, теми идеалами, к которым виноделы должны стремиться, и увидеть, что в лице князя Голицына мы подошли к этому идеалу. Это дает большую нравственную поддержку, это заставляет думать, что мы не только можем готовить «материал для вина» (как называют французы наши вина), но также можем выступить на всемирный рынок с вполне готовым продуктом». Князь Л.С. Голицын на основании своих наблюдений и кропотливых исследований убедился, что «лозы, получаемые из-за границы, приходили часто с фальшивыми названиями, влияние почвы и климата мало еще тогда осознавали. Иностранцы заботятся только об одном, и они это высказали громогласно, именно, чтобы не сажали в России виноградников [11, с. 8].

Голицын был убежден, что для успешного развития виноделия необходимо всестороннее использование последних научных и технологических достижений, обмен опытом между специалистами. Именно поэтому мастер-винодел Голицын принимал активное участие в мировых, международных и отечественных промышленно-художественных, сельскохозяйственных и научных выставках

Вершиной славы Л.С. Голицына, как винодела и дегустатора, стала Парижская выставка 1900 г. По оценке экспертов, Новосветское шампанское розлива 1899 г. было удостоено высшей награды «Гран При». Этой выставкой Лев Сергеевич завершил экспонирование своих вин. Он воплотил в жизнь свою главную цель - вывел на мировой рынок высококачественные русские вина [1, с. 25]

Л.С.Голицын постоянно находился в тесном общении с людьми, занимающимися проблемами развития виноградарства и виноделия в России. Являлся почетным членом ряда комитетов по виноградарству и виноделию. По его инициативе было создано Феодосийское общество сельского хозяйства.

Лев Голицын с Императором Николаев II в Новом Свете


Князь Л.С. Голицын с группой единомышленников в 1901 году создают Комитет виноградарства и виноделия при Императорском обществе сельского хозяйства в Москве. Первоочередной задачей Комитета был созыв Всероссийского съезда виноградарей. Съезды состоялись в Симферополе (1901), Москве (1902) и Одессе (1903).

Каждый съезд начинался молебствием. Выступлений князя Л.С.Голицына всегда ждали с повышенным интересом, они были на редкость эмоциональны и значительны. Но главным было то, что он поднимал наиболее острые вопросы, важные для отечественного виноделия. Один из них - проблема борьбы с фальсификацией вин. Л.С. Голицын был стойким приверженцем «чистого», «натурального», свободного от каких-либо посторонних примесей вина. Он говорил, что одна из задач русского виноделия - создать такой тип вина для русского народа, который отвечал бы его вкусу: крепкое и сладкое вино без всякой фальсификации.

Он высказывался против сохранения иностранных названий вин, говоря, что каждая местность должна иметь свой тип вина. Что касается столового винограда, Л.С. Голицын предлагал обратиться в Министерство Земледелия с просьбой: для доставки винограда в центральные и восточные районы России вводить в период созревания и уборки винограда специальные «виноградно-фруктовые поезда».

Л. Голицын решил, что покончить с пренебрежительным отношением русского потребителя к отечественным винам можно только показом товара в его лучшем виде и в лучшей обстановке. Он широко распорядился открыть двери удельных подвалов для экскурсий и отдельных посетителей, давал объяснения о производстве вина и предлагал пробы объясняемых вин. «Мероприятие это, - отмечал известный исследователь истории отечественного виноградарства и виноделия И.А. Промтов, - имело громадный успех...был сломан лед пренебрежительного отношения к отечественному вину» [9, с. 43].

Л.С. Голицын не был педагогом по должности, но был им по сути. Он говорил: «Чтобы получить хорошее вино, нужно не только уметь делать вино; главное - нужно создавать людей. Сколько будет стоить человек - столько будет стоить и вино». Эти слова наполнялись реальным смыслом при создании в Новом Свете учебного заведения по виноделию.

Еще одним примером заботы Л.С, Голицына о развитии виноделия и подготовки высококвалифицированных кадров специалистов может служить тот факт, что когда в 1898 г. Л.С. Голицыну выплатили вознаграждение - 100 тысяч рублей за работу в Главном Управлении Уделов, он решил использовать эти средства на учреждение специальных премий имени Императора Александра III для стимулирования развития виноградарства и виноделия в России. Согласно мысли жертвователя, должно быть учреждено шесть премий. Одна их них должна назначаться за сочинение по виноградарству и виноделию в России, вторая - за лучшее ликерное вино в Крыму, третья - за лучшее столовое вино в Черноморском округе и Закавказье, четвертая - за лучший столовый виноград из всех районов России, пятая за лучшие виноградники во всех районах России и шестая - лучшему ученику, окончившему курс в Императорском Никитском саду по виноградарству и виноделию.

Известный ученый профессор М.А. Ховренко писал в 1909 году, что то твердое положение, которое занимает теперь виноделие, несомненно, обязано многим заветам Новосветского хозяина [12].

Л.С. Голицын неоднократно говорил, что Новый Свет необходимо освоить и красиво застроить. Поэтому он раздавал участки в Новом Свете своим близким и знакомым, причем просил «строить так, чтобы не испортить красоты данной местности [9, с. 47]. Сам он делал все со вкусом, масштабно и красиво, гармонично вписывая постройки в ландшафтно-природную среду, не нарушая ее. Он всегда был в поиске, открывал в своем крымском уголке то, мимо чего проходили его предшественники.

Усадьба князя Голицына в Новом Свете

Усадьба князя Голицына в Новом Свете

Усадьба князя Голицына в Новом Свете

 

Усадьба князя Голицына в Новом Свете

 

Усадьба князя Голицына в Новом Свете


Имение самого Голицына в Новом Свете - это сооружение, обнесенное каменными стенами, с четырьмя башнями по углам, напоминает старинный замок. Построив имение в средневековом стиле, Лев Сергеевич как бы подчеркнул связь времен: далекого прошлого Нового Света с Судакской генуэзской крепостью XIV века. Много думая о "красоте данной местности", он разбил на берегу залива роскошный парк с образцовым розариумом, требовавшим интенсивной поливки. В разные годы в Новом Свете культивировалось от 600 до 1500 различных сортов роз. Супруги Голицыны как бы поделили сферы своих интересов. Лев Сергеевич полностью отдавал себя виноградарству и виноделию, а Мария Михайловна - цветоводству. Мария Михайловна, владевшая большим состоянием, вложила его на обустройство Нового Света. Л.С. Голицын всегда подчеркивал, что своим успехам в виноградарстве и виноделии и преобразованием Нового Света он во многом обязан своей жене.


Лев Голицын с женой Марией Михайловной (слева) и экономкой. 1886, Новый Свет

Лев Голицын с женой Марией Михайловной (слева) и экономкой.
1886, Новый Свет

По существу, Лев Сергеевич постепенно придал Новосветскому винодельческому хозяйству оттенок своеобразного музейного учреждения культурно-художественного типа. Ведь Л.С. Голицын не только оставил уникальную коллекцию вин, но и собрал в Новом Свете редкую коллекцию произведений искусства. Особый интерес он проявлял к вещам и предметам, имеющим отношение к виноделию: бокалы, кубки, братины, старинная статуя Бахуса, купленная в 1900 году в Париже за 40 тысяч франков.

В художественной коллекции Голицына были и античные скульптуры, и произведения эпохи итальянского Возрождения, в том числе - бюст Крестителя работы выдающегося итальянского скульптора А. Верроккьо, были также и изделия старорусских мастеров. Большинство произведений размещалось в винных подвалах. Поэтому, принимая в Новом Свете экскурсии, многочисленных гостей, Л.С. Голицын охотно знакомил их не только с новосветским виноделием, но и с художественной коллекцией.

Царская семья в гостях у князя Голицына в Новом Свете

Царская семья в гостях у князя Голицына в Новом Свете

Подлинным шедевром архитектурно-строительного искусства называли в Новом Свете Голицынскую тропу с ее каменными лестницами, смотровыми площадками, с которых открывался вид на море, бухты, горы. Длина тропы 5400м. Строительству тропы предшествовали несколько иные планы хозяина. Он хотел соединить лабиринт шампанских подвалов с эффектным гротом на берегу моря, и там устроить дегустационное помещение. Прорыть длинный туннель  от подвала к гроту, в твердом юрском известняке горы Караул-Оба, у князя Голицына не хватило средств.

В средние века грот имел культовое назначение. В конце XIX столетия на его стенах можно было еще различить следы фресок. Посреди грота сохранился до наших дней колодец с чистейшей водой. Голицын отгородил переднюю часть грота каменной стеной с дверью. Были сооружены пять рядов ниш для хранения бутылочного вина. Верхний ярус играл декоративную роль. В дальнем углу грота между стенами ниш была арка для предполагаемого входа в тоннель. Освещался грот массивной свечной люстрой, подвешенной на пятиметровой высоте. Свечи люстры зажигались в считанные секунды с земли с помощью тончайших огнепроводных нитей. На передней площадке грота для приема гостей и семейных обедов была сооружена каменная терраса с аркой.

На расстоянии 1400 м от грота, на мысе Капчик Л.С. Голицын оборудовал сквозную пещеру, соединив ее с тропой. Образовалась пещера в результате выщелачивания и размыва горной породы. До Голицына об этой пещере никто не знал. Работа в этом гроте была проведена искусно и с фантазией. Входному проему придали арочную форму, повесили обитую кованым железом деревянную дверь. На противоположном конце соорудили две каменные лестницы, открывшие свободный доступ к воде. В арках были встроены цветные витражи. В гроте проводили встречи именитых гостей.

Новый Свет издавна был известен как жаркое, сухое, почти лишенное источников воды место. Многие удивлялись смелости Л.С. Голицына, решившего строить завод с грандиозными подвалами и жилым комплексом на безводной Новосветской земле. Проблему воды Л.С. Голицыну в какой-то степени удалось разрешить сооружением водовода. Он представляет собой трубопровод со смотровыми колодцами. Трубы
«утоплены» на небольшую глубину в грунт. Водовод петляет по горным лощинам и балкам, многократно огибая естественные препятствия: Голицын стремился не нарушать ландшафт.

Остатки водовода в Новом свете

 

Развалины акведука в Новом свете

Через балку идет акведук длиной в 10,5 м, построенный в древнеримском стиле, с одной пролетной аркой. Общая протяженность водовода от горного источника до резервуара-накопителя у дома Л.С. Голицына – 3200м. Старожилы и краеведы называют этот источник «Анастасьинским». Название от монастыря Святой Анастасии, некогда существовавшего в Новом Свете на берегу моря. Этот монастырь нанесен на географической карте Бетева и Оберга, изданной в 1842 г. Он обозначен также на Генеральной карте полуострова Крым 1847 г. О монастыре упоминают М.А. Сосногорова и Г.Э. Караулов в нескольких выпусках своего путеводителя по Крыму [9]. В настоящее время источник обустроен паломниками, в арочном проеме заборного устройства сделан маленький алтарь, где находятся иконы Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы и многих святых, и всегда лежат цветы.

До сегодняшнего дня специалисты считают новосветский водовод сооружением неординарным. Это частица знаменитого Голицынского хозяйства, памятник истории техники и материальной культуры Крыма.

8-9 сентября 1903 года в Новом Свете отмечалось 25-летие деятельности князя в области виноградарства и виноделия. Это был праздник русского виноделия. Освящая эти большие мероприятия, газеты писали, что в Новом Свете собраны лучшие лозы всего мира, что Новый Свет, четверть века тому назад представлявший пустыню, ныне со своими опытными виноградниками и образцовым подвальным хозяйством является истинною академией русского виноделия, созданного неусыпными трудами князя Л.С. Голицына, проникнутого глубокою любовью к делу, которому он служит беззаветно 25 лет.

Последние дни жизни князя прошли тоже в Крыму. В начале декабря 1915 года Лев Сергеевич совершает сюда свою последнюю поездку из Москвы, где он обследовался и лечился после летней простуды. Он надеялся, что Новый Свет с его сухим благодатным климатом и морем окажет на состояние здоровья благотворное воздействие. Но болезнь обострилась и перешла в круппозное воспаление легких (с отеком). «Умер князь Голицын 26 декабря в сознании, и за минут у до смерти еще попросил поправить подушку, попрощался с С.С. Крымом и тотчас упал на подушку». Согласно завещанию Л.С. Голицына, «на благотворительные цели, а также на государственные и краевые нужды им оставлены известные суммы» [3].

27 декабря в 11 часов дня прах Л.С. Голицына был отправлен в Новый Свет. По пути остановились в Судаке. Здесь состоялась панихида по усопшему, на которой по данным «Южных ведомостей» присутствовала масса народа» [6, 1915. № 303. 31 дек.]. Погребен он был в фамильном склепе, где несколько лет назад была похоронена жена покойного. В 30-е годы склеп подвергся глумлению: останки покойных выброшены, до сих пор неизвестно, были ли они перезахоронены. Долгое время склеп находился в запущенном состоянии. В нем был склад строительных материалов. Построенный Л.С. Голицыным в 1909 г. на окраине Нового Света, на виноградниках, склеп в настоящее время находится в центре поселка. Как справедливо считают исследователи жизни и деятельности Л.С. Голицына: «И склеп, и все, что было создано в Новом Свете Л.С. Голицыным, должно быть взято на государственный учет и охраняться как ценнейший памятник истории материальной культуры» [4, с. 259].
А Лев Сергеевич завещал, чтобы после его смерти в Новом Свете был устроен «Голицынский уголок», который бы нес людям знания и культуру.

Такой «Уголок» был создан в Новом Свете при участии его дочери Надежды Львовны, наследовавшей имение. Он функционировал неофициально при содействии опекунского совета Феодосийской земской управы. Официальное открытие «Голицинского уголка» состоялось в начале 1920 года. По инициативе местных рабочих был открыт художественный музей, где демонстрировались произведения искусства из коллекции Л.С. Голицына. По словам директора Центрального музея Тавриды А.И. Полканова, музей просуществовал около двух лет. Затем в 1922 году экспонаты были перевезены в Симферополь, в Центральный музей Тавриды, а затем в Симферопольский художественный музей. Коллекция пропала в годы Великой Отечественной войны во время оккупации Крыма [4, с. 115].

Вина из коллекции Л.С. Голицына до сих пор представляют наиболее ценную часть Массандровского коллекционного фонда. Сегодня Голицынская коллекция, как и при Льве Сергеевиче, продолжает служить науке, воспитывать высококвалифицированных специалистов-виноделов. Крымские виноделы считают, что уроки князя Голицына лежат в основе всего крымского виноделия. Они многоплановы и неизгладимы: беречь свою Землю, любить Родину, дорожить тем, что есть, и всегда стремиться к лучшему, хорошо сознавая свои недостатки. Не унижать человеческое достоинство. Жить скромно и хорошо [9, с. 52].

Итак, «Новый Свет» и Л.С. Голицын. Завод шампанских вин и «Голицынский уголок»: архитектурные сооружения, подвалы, грот со средневековым колодцем, водовод от Анастасьевского источника, парк, Голицинская тропа - теперь это часть материальной культуры Крыма, ее культурный ландшафт. Создавая свое новое рядом со средневековыми и древними памятниками, Голицын возвращал к ним интерес, подчеркивая их культурное достояние. Поэтому можно смело говорить, что уроки князя Л.С. Голицына, без сомнения, важны и также неизгладимы не только для виноделов, но и для любого человека, который любит свою Землю, думает о ней.

«Когда мысль зарождается, она не исчезает после смерти и действие переходит к другим», – так писал Л.С. Голицын в письме от 13 апреля 1912 г. к русскому императору Николаю II, выражая признательность в связи с принятием в дар «Нового Света». Этот «Дар Императору» ныне служит для всех: Новый Свет - один из наиболее посещаемых объектов современного туризма в Крыму..Это не случайно, ведь здесь, в Новом Свете, встретились два бесценных дара - Земля и Человек, обладатели великих внутренних богатств. Может быть, и в самом деле нужно искать возможность продолжения действия мысли великого Мастера Голицина на этом участке Земли с названием «Голицынский уголок» поселка «Новый Свет».

Источники и литература:
1. Иванов А. А. Русский винодел Лев Сергеевич Голицын / А. А. Иванов // Русские виноделы. – Симферополь : Крым, 1965. – 176 с.
2. Караулов Г. Путеводитель по Крыму / Г. Караулов, М. Сосногорова. – 4-е изд., значительно пополн. и улучш. – Одесса : Тип. А. Шульца, 1883. – С. 383.
3. Крымская жизнь // Южное слово. – 1916. – № 1017. – 16 января.
4. Ламан Н. К. Князь Лев Сергеевич Голицын. Выдающийся русский винодел / Н. К. Ламан, А. Н. Борисова. – М. : Наука, 2000. – 382 с.
5. Лучицкая С. И. Образ / С. И. Лучицкая // Культурология : т. 2. – М. : Росспэн, 2007. – С. 97-102.
6. Областной отдел // Южные ведомости. – 1915. – № 303. – 31 дек.
7. Орехова Л. А. «Крым скоро заставит забыть, что есть Шампань и Бордо»: страницы истории крымского виноделия / Л. А. Орехова // Дионис-Вакс-Бахус в культуре народов мира. – Симферополь : Крымский архив. – 2005. – Вып. 2. – С. 16-34.
8. Охременко Н. Русский винодел Лев Сергеевич Голицын / Н. Охременко // Виноградарство и садоводство Крыма. – 1961. – № 7.
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ 35
9. Русский винодел князь Л. С. Голицын. Жизнь и легенды / сост. Е. П. Шольц-Куликов. – Симферополь,
1995. – С. 43.
10. Сосногорова М. Путеводитель по Крыму / М. Сосногорова, Г. Караулов. – 5-е изд., перераб.
Н. Головкинским, К. Вернером. – М. : Тип. Братьев Вернер, 1899.
11. Тимиргазин А. Д. Путешествия по историческим местам. Судак / А. Д. Тимиргазин. – 2-е изд., доп. – Симферополь : Сонат, 2002. – 192 с.
12. Труды Комитета виноградарей Императорского общества сельского хозяйства Южной России. – Одесса, 1916. – Вып. V.

Григорьева Л.И.

e-max.it, posizionamento sui motori