В. Д. Гейман :: Спутник приезжего
Справочник-путеводитель по Феодосии и окрестностям
1911г.

От составителя: Настоящее издание, представляющее собою обыкновенный справочник, имеет целью дать лицам, приезжающим в Феодосию и её окрестности, возможность без излишней потери времени и денег ориентироваться в этом районе, а также ознакомиться с заслуживающими внимания местами и достопримечательностями.

Источники: "Путеводители по Крыму" - гр. Г. Москвича, А. Безчинского, М. Сосногоровой;
"Воспоминания о Крыме" - кн. Е. Горчаковой;
"Очерки Крыма" - Евг. Маркова,
"Феодосия" (истор. очерк) В. К. Виноградова,
"Для едущих в Феодосию", "Постановления Феодосийской Городской Думы", "Как купаться в море" - А. Н. Боброва и пр.


Художник Богаевский К.Ф. Феодосия

Художник Богаевский К.Ф. Феодосия

I. Исторический очерк 

Небольшой уездный городок в настоящее время, Феодосия во время оно играла огромную роль в развитии всего края. К сожалению, воспоминания о её величии возносятся к слишком и слишком отдалённому прошлому. Начало истории её теряется в тайниках древнейшего периода и основание здесь города относят обыкновенно к VI веку до Рождества Христова.

О существовании же здесь самостоятельной жизни имеются легендарные указания, относящиеся ко времени подвигов мифического Язона, посещавшего-де Крым во время поисков золотого руна. Первоначальными обитателями Крыма во времена, непосредственно предшествовавшие греческой колонизации, были скифы, тавры и киммерийцы, причём район Феодосии, как полагают, был населён таврами, весьма гордившимися своей столицей Ардавдой (Ардабда - город семи божеств), предшественницей Кафы, Кучук-Стамбула и Феодосии.

Греческое владычество начинается с VI века до Рождества Христова, когда выходцы из древнего Милета основали здесь свою знаменитую колонию Феодосию (Феодосия - Богом данная). В течение долгого времени эта новая колония, с республиканским образом правления, цвела и процветала, основывая своё благополучие на хлебной торговле, и конкурируя даже с Египтом и Сицилией. Частые раздоры и распри с соседней Пантикапеей (ныне Керчью) временами останавливали рост Феодосии, но тем не менее к I веку до Рождества Христова значение её достигло наибольших пределов и было весьма велико.

С воцарением (в 94 году до Рождества Христова) Митридата I на Пантикапейском троне, для Феодосии начинается римский период истории, характеризуемый, как эпоха упадка и потери прежнего могущества, сильно пострадавшего от междоусобных столкновений прочих крымских колоний. В дальнейшем начинается нашествие азиатских орд, и за весь период от I до IV века по Рождеству Христову появляются сведения о каком-то слабо-населённом местечке Кафа, получившем своё название от соседнего урочища (название это впервые встречается у Константина Багрянородного, - прим. авт.).

Кафа

Дальнейший период жалкого существования Кафы, перешедшей от скифов к аланам и сарматам, разрушенной совершенно гуннами, и затем восстановленной готами и хазарами, - тянется до половины XIII столетия, когда генуэзцы основали здесь свою знаменитую Кафу, более двух столетий гремевшую на весь мир.

Генуезские корабли

Период владычества генуэзцев, тянувшийся до конца XV столетия, был "золотым веком" в истории Феодосии, и за это время в ней сосредотачивалась вся торговая и экономическая деятельность края и его административное управление.

 

В 1475 году Кафа переходит в руки турок, при чём ценою всяческого унижения и самоуничижения властей, город был пощажён пашой Ахметом Капуданом и остался в неприкосновенности. За время этого владычества, продолжавшегося 4 с лишком столетия, значение Кафы (Кефе) сильно возросло, и турки с гордостью называли её даже Кучук-Стамбулом (т.е. малым Константинополем). В турецкой Кефе число жителей доходило до 80 тыс., а в её порту иногда находилось одновременно свыше 400 судов. Все эти признаки величия исчезают в 1784 году, с переходом разрушенной во время долголетних войн Кафы в руки русских.

Первое время кой-какое значение этого города поддерживалось расквартированием в нём войск, но затем, с удалением их, начинается новое постепенное падение его, снова окрещённого Феодосией. Печальные результаты жалкого прозябания Феодосии, насчитывавшей в 1802 году уже всего 2400 жителей, обращают на себя внимание правительства, и вот начинают приниматься меры оживления, в роде создания порто-франко, учреждения самостоятельного градоначальства, дарования соляного и винного сборов, устройства займа в 100 тыс. руб. и пр. Несмотря на временные печальные последствия чумной эпидемии 1819 года, город быстро начинает расти, но с 30-х годов снова начинается мёртвый период, длившийся почти беспрерывно до 90-х годов прошлого столетия (книга написана в 1911 году,-  прим. сост.).

С 1894 года, когда вскоре после сооружения джанкой-феодосийской ветки в Феодосию был перенесён из Севастополя коммерческий порт, начинается сильное оживление её деятельности, и население её быстро начинает расти.

Особенно розовых перспектив у Феодосии нет и поныне, так как ни в торговом, ни в курортном смысле широкого будущего у неё не предвидится. Только такие временные явления, как рядовые урожаи последних лет, заметно оживляют город, но говорить о них, как о твёрдых основаниях к дальнейшему оживлению, не приходится.

Из соседних с Феодосией мест некогда имели громадное значение нынешние Судак, Старый Крым и Отузы.

Иван Константинович Айвазовский. " УТРО НА МОРСКОМ БЕРЕГУ. СУДАК." 1856г.

Иван Константинович Айвазовский. " УТРО НА МОРСКОМ БЕРЕГУ. СУДАК." 1856г.


Судак
- в древности Сугдаяй или Сугдейя - возникает в II веке по Рождеству Христову, и порой играет выдающееся значение во всём Крыму и даже на всём Юге.

По крайней мере во времена величия Сурожа, значение его до того возрастает, что даже Азовское море, (а по мнению некоторых, и Чёрное) получает название Сурожского, а громадное торговое значение его и до сих пор оставило следы в сохранившихся с некоторыми изменениями названий известных товаров "суровскими" (Суровский ряд в Москве).

История Судака проходит через те же периоды, что и история Феодосии, и владычество над ним постепенно переходит от генуэзцев к туркам, а от последних к русским. Во времена владычества генуэзцев Судак представлял из себя первоклассную крепость, остатки коей и поныне составляют одну из его достопримечательностей. Крепость эта была разрушена при Потёмкине, и из камней её строились казармы, но благодаря необыкновенным размерам крепости, осталось большое количество стен и зданий.

Старый Крым (Солкат, Солгат) некогда играл также большую роль, и во времена монгольского владычества здесь даже была ханская столицы, со своими "эмирами" и властителями. Арабские писатели приходили в восторг от этого великого города, коего "всадник на хорошем коне не мог объехать в полдня". Никаких следов этого былого величия Солката ныне не сохранилось, и только хранящая в армянском монастыре грамота Павла I о льготах по воинской повинности, дарованных Левкополю ("белый город"; прежнее название Старого Крыма), указывает на некоторое усиление значения этого города в начале XIX столетия.

Наконец, на месте нынешних Отуз некогда существовал громадный генуэзский порт Провата, а по другим сведениям Фулла, по имени которого судакские архиеписком и назывался Сугдео-фулльским.

Большое селение было также и у мыса Меганома ("большое жильё"), вблизи Судака, но теперь там решительно никаких следов его нет.